Дружные звуки: занятие на дифференциацию гласных звуков для старших дошкольников

Потемкина Н.А.,
учитель-логопед СП № 1 ГБОУ «Школа № 2044», Москва



Цель: формирование умения дифференцировать звуки [а], [о], [у], [и].
Задачи:
— подготавливать к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространствен­но-временных представлений;
— учить дифференцировать звуки [а], [о], [у], анализировать звуковой ряд из трех звуков, узнавать буквы;
— формировать фонематические представления;
— развивать мелкую моторику.
Оборудование: картинки с изображением улитки, улья, курицы, аиста, арбуза, автобуса, иглы, детей, произносящих звуки, контейнер с высокими бортиками, манка, кукла Аня, карточки с изображением зашумленных букв.
* * *
I. Вводная часть
Логопед. Доброе утро, ребята! Сегодня к нам на занятие заглянул Язычок. Он хочет научиться читать и писать, а для этого нужно знать звуки и буквы. Давайте ему поможем. Сначала расскажем Язычку стихотворение.

Звук мы произносим
и слышим,
Букву — читаем и пишем!

II. Основная часть
Игра «Угадай звуки»
(см. фото)
Логопед. Отгадайте загадки и нарисуйте символы звуков [5].

В море плавала акула,
Ела все, что там тонуло.
К нам акула приплыла —
Превратилась в букву…
Т. Ткаченко

Дети. А.
Дети рисуют на манке символ звука [а].
Логопед
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
Дотого она кругла,
Покатиться бы могла.
Т. Ткаченко

Дети. Это буква О.
Дети рисуют на манке символ звука [о].
Логопед
Раз брусок, два брусок,
Плюс один наискосок,
Снизу, сверху уголки,
А все вместе буква…
Т. Ткаченко

Дети. И.
Дети рисуют на манке символ звука [и].
Логопед
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышишь букву…
Т. Ткаченко

Дети. У.
Дети рисуют на манке символ звука [у].
Логопед. Какие это звуки?
Дети. Гласные.
Логопед. Почему их так называют?
Дети. Потому что они поются.
Дидактическое упражнение «Перед — между — после»
На доске символы звуков и буквы. Логопед называет ряд звуков, выкладывает его на доске и спрашивает, какой звук в ряду первый, последний, какой стоит перед определенным звуком, после него, между. Дети отвечают.
Логопед. Произнесите имена девочек, назовите первый звук в каждом из них: Аня, Оля, Уля, Ира.
Дети выполняют задание.
Дидактическое упражнение «Угадай звук по описанию»
Логопед показывает артикуляцию знакомого гласного звука, дети угадывают, какой это звук. Например, губы вытягиваются трубочкой — звук [у].

Физкультминутка «Аист»
— Аист, аист длинноногий,
Дети стоят на одной ноге.
Покажи домой дорогу!
— Топай правою ногой,
Топают правой ногой.
Топай левою ногой,
Топают левой ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
И. Токмакова

Игра «Подари картинки улитке»
Логопед. В домике живет улитка. У вас на столе разные картинки. Нужно выбрать те, на которых изображены предметы со звуком [у], и подарить их улитке.
Картинки: улитка, улей, курица, аист, игла.

Игра «Подарок Ане»
Логопед раздает детям предметные картинки.
Логопед. У девочки Ани день рождения. Подари ей только те подарки, названия которых начинаются со звука [а].
Логопед раздает детям карточки с изображением зашумленных букв.
Злой волшебник заколдовал буквы. Вам нужно найти их и назвать.
Дети выполняют задания.

III. Заключительная часть
Логопед. Вы справились с заданием и помогли Язычку узнать гласные звуки и буквы. Я думаю, ему очень понравилось. Назовите гласные звуки, какие мы сегодня учили.


Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2007.
2. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы: Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М., 2009.
3. Новиковская О.А. Логопедическая азбука. Обучение грамоте детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. М., 2007.
4. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков: Логопедическая тетрадь. М., 2007.
5. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений: Логопедическая тетрадь. М., 2008.

Прочитано 497 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Корзина

Корзина пуста