Гость номера — Кузьмина Екатерина Сергеевна

Чуткости, доброты и ответственного отношения к детям

Кузьмина Екатерина Сергеевна,
канд. психол. наук, преподаватель ФГБ ОУ ВПО «МПГУ», педагог-психолог Центра диагностики
и консультирования «Южный», председатель жюри конкурса-фестиваля
детского творчества «Надежда, Москва

Уважаемая Екатерина Сергеевна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Я окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического университета (МГПУ), восемь лет работала учителем в коррекционной школе № 30 Москвы для детей с нарушением интеллекта. Работала дефектологом в лаборатории олигофренопсихологии НИИ коррекционной педагогики РАО. После защиты диссертации получила ученую степень канд. психол. наук и стала преподавать в МГПУ, в котором по сей день занимаю должность доцента кафедры олигофренопедагогики. С 1993 г. также работаю педагогом-психологом в территориальной (окружной) психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ЮАО на базе ГБОУ Центра диагностики и консультирования «Южный». ПМПК комплектует коррекционные разнопрофильные организации для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учреждениях специального образования.

Как, на Ваш взгляд, связаны преподавательская и практическая деятельность?

При подготовке учителей-олигофренопедагогов и специальных психологов много внимания уделяется обучению студентов навыкам диагностической работы с детьми с отклонениями в развитии.

В рамках изучения дисциплин профессионального блока — «Психология детей с нарушениями интеллектуального развития», «Специальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ОВЗ» и др. — организуются посещения студентами учреждений специального образования, в том числе диагностических и развивающих центров оказания помощи проблемным детям.

Присутствие на обследовании в кабинете специального психолога помогает студентам увязать теоритические и практические знания о своеобразии психики детей с ОВЗ, формирует навыки диагностической деятельности и, что самое важное, усиливает мотивацию к приобретению выбранной профессии.

Как осуществляется взаимодействие специалистов при психолого-педагогическом обследовании детей?

При комплексном обследовании на ПМПК специалисты постоянно обмениваются мнением по разным диагностическим вопросам. В процессе взаимодействия психиатра и психолога выявляются особенности психического состояния детей, общения детей с разными проблемами. При совместной работе психолога и логопеда исследуются состояние неречевых психических процессов и своеобразие речевого развития при различных отклонениях. Взаимодействие психолога и дефектолога предполагает обсуждение состояния игровой и учебной деятельности, определение уровня умственного и психического развития обследуемых детей, способы выполнения разных заданий, отношение детей к помощи взрослых.

В этом году отмечается 20-летие конкурса-фестиваля детского творчества «Надежда», председателем жюри которого в ЮАО Москвы Вы выступаете. Расскажите, пожалуйста, об этом конкурсе и его участниках.

Конкурс-фестиваль детского творчества среди детей с ОВЗ «Надежда» проводится в ЮАО Москвы с 1989 г. Это и большой праздник, и одновременно испытание для воспитанников с особенностями развития. В конкурсе-фестивале принимают участие дети с расстройством аутистического спектра, трудностями поведения и школьной дезадаптацией, с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями речи, опорно- двигательного аппарата (ОДА), интеллектуальной недостаточностью.

Большую работу по подготовке и проведению конкурса проводят дефектологи, классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Они организуют репетиции к конкурсу в течение учебного года, поскольку дети с ОВЗ с большими трудностями овладевают и закрепляют любые навыки, в том числе в области исполнительского искусства. В последние годы в подготовке и проведении этого конкурса принимают участие студенты-дефектологи из разных вузов Москвы: Московского государственного педагогического университета, Российского нового университета. Будущие дефектологи оказывают помощь при проведении репетиций к концертам, поздравляют лауреатов и победителей фестиваля.

Разработка и внедрение педагогических технологий — необходимость современной системы образования, в том числе дополнительного музыкального детей с ОВЗ. Как данное направление реализовано в конкурсе «Надежда»?

Участие студентов в проведении таких мероприятий — важная составляющая профессиональной подготовки дефектологов. Студенты приезжают в специальные учреждения, получают возможность наблюдать процесс инклюзии детей с ОВЗ в творческую деятельность, берут у них интервью, включаются в коррекционную работу с участниками фестиваля в качестве волонтеров.

В последние годы фестиваль «Надежда» проводится на профессиональной сцене Дома детского творчества «Радужный». В состав жюри входят хореографы, руководители народного хора, вокалисты. Все это способствует развитию детей с ОВЗ.

В чем заключается универсальность педагога-психолога в наши дни?

Педагог-психолог образовательного учреждения проводит диагностическую, консультативную, коррекционную и просветительскую работу. Он должен принимать всех детей и взрослых и своим поведением и отношением нести тепло и свет окружающим.

Реализация Закона об образовании, разработка нормативных документов способствовали открытию реабилитационных центров для детей с тяжелой умственной отсталостью. При этом вопрос о содержании их образования до сих пор остается дискуссионным. Как сейчас реализуется обучение таких детей?

К сожалению, это вопрос до конца не решен. Есть реабилитационные центры, которые принимают выпускников коррекционных школ (организаций) VIII вида, где обучают доступным видам деятельности труда (озеленение, основы швейного дела). Сейчас расширяются профили трудовой подготовки данной категории детей. Очень хочется верить, что возможности этих учеников в плане трудоустройства расширятся. В Финляндии и США для лиц с ОВЗ есть «защищенные места» в разных учреждениях, где взрослый с особыми потребностями может применить свои трудовые навыки и заработать себе на жизнь. Мы пока еще далеки от этого, но работа в данном направлении ведется.

Каковы морально-этические нормы и правила общения с родителями, имеющих детей с ОВЗ?

Безусловно, педагог-психолог должен уметь понимать и слышать детей с ОВЗ и их родителей, осознавать их проблемы, трудности, радоваться вместе с ними даже, казалось бы, незначительным шагам ребенка с особенностями развития. Нужно учить родителей, как правильно воспитывать и развивать детей с ОВЗ.

Каковы Ваши пожелания коллегам и студентам?

Хочется большого терпения, чуткости, доброты и ответственного отношения к детям, с которыми приходится работать.

 

Беседовала С.Ю. Танцюра

Прочитано 2869 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868