Любовь к детям

Середина Елена Валерьевна,
учитель-логопед, заведующий отделением социальной реабилитации МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», пгт Ивня Ивнянского р-на Белгородской обл.

 

Уважаемая Елена Валерьевна, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы стали заведующим отделением социальной реабилитации?

В 1999 г. после окончания Белгородского педагогического колледжа по специальности «Дошкольное воспитание», специализация «Логопедия», я устроилась в Ивнянский детский дом Белгородской области. Работала сначала библиотекарем, затем воспитателем и учителем-логопедом. В 1997 г. произошла реорганизация нашего учреждения. На базе детского дома открыли МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». В 2008 г. директор центра В.В. Доморацкий предложил мне стать заведующим отделением социальной реабилитации. В 2009 г. я поступила в Белгородский государственный национальный исследовательский университет, после успешного окончания которого получила квалификацию «Учитель-логопед» по специальности «Логопедия».

Какие услуги оказывает Ваш центр, в чем его специфика?

Основные задачи нашего социально-реабилитационного центра: профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социальная реабилитация детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации, предупреждение социального сиротства и семейного неблагополучия, а также обеспечение защиты права ребенка жить и воспитываться в кровной семье. В учреждении временно находятся дети от 3 до 18 лет.

Несовершеннолетним воспитанникам и их семьям предоставляются социально-бытовые, медицинские, психологические, педагогические, трудовые, правовые, срочные социальные услуги. В учреждении функционируют структурные подразделения: приемное отделение; отделение ранней профилактики семейного неблагополучия, семейного устройства и постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; отделение социальной реабилитации. На базе последнего открыта группа дневного пребывания детей.

Наш реабилитационный центр взаимодействует с субъектами системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими социально ориентированными общественными организациями.

Специалисты учреждения разрабатывают и реализуют индивидуальные программы социальной реабилитации воспитанников и их семей. Проводится патронажное наблюдение семей воспитанников социально-реабилитационного центра и семей выбывших воспитанников. В центре функционирует выездная мобильная бригада социальной помощи, создана служба социально-психолого-педагогической поддержки родителей «Школа для родителей», ведется работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с применением метода «Сеть социальных контактов». На базе учреждения функционирует консультационный пункт по подготовке и сопровождению приемных родителей, а также служба «Телефон доверия» по оказанию помощи семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Какие реабилитационные программы реализуются в Вашем учреждении? Какие здоровьесберегающие технологии Вы используете в практической работе?

Несовершеннолетние пребывают в нашем учреждении временно — до 6 мес. Задача каждого педагога — за этот короткий период реабилитации дать как можно больше знаний воспитанникам. Коррекционный педагог оказывает квалифицированную помощь каждому воспитаннику, страдающему нарушениями речи. Из 10 поступивших в центр дошкольников 8 имеют речевые нарушения устной речи, из 10 детей младшего школьного возраста у 6 наблюдаются те или иные нарушения письменной речи.

Результат логопедической работы в реабилитационном центре во многом зависит от грамотно построенной логопедической реабилитации каждого воспитанника с речевыми нарушениями. Наше учреждение работает в круглосуточном режиме, в любой момент может понадобиться помощь ребенку и его семье, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Учитель-логопед оказывает следующие социально-педагогические услуги: логопедическое обследование, которое проводится с каждым воспитанником при его поступлении в учреждение, коррекционно-развивающие занятия, консультирование детей с проблемами в развитии речи, а также их родителей и родственников. С учетом особенностей речевых нарушений детей создаются и подбираются программы логопедической реабилитации для каждого ребенка, разрабатываются и апробируются новые эффективные приемы и методы работы с детьми.

Применяется компьютерная программа «БОС-здоровье» по инновационной методике А.А. Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся», электронная версия пособия Г.В. Чиркиной, Е.Н. Российской «Произношение. Мир звуков», образовательная кинезиологическая программа «BRAIN GYM» и др. Коррекция и развитие речи осуществляются в тесном контакте с воспитателями и специалистами центра. Учитель-логопед знакомит специалистов с методами и приемами коррекционно-развивающей работы, консультирует по вопросам логопедической деятельности.

Логопед оказывает бесплатное консультирование и логопедическую помощь всем гражданам, обратившимся в учреждение, независимо от того, находится ребенок в центре или нет. Проводимая консультативная и просветительская работа с населением, людьми ближайшего окружения воспитанников, кандидатами в приемные семьи реализуется через участие педагога в работе консультативного пункта, «Телефона доверия», консультативного пункта по подготовке и сопровождению приемных родителей.

Для совершенствования профессиональной деятельности необходимо изучить организационную и практическую стороны деятельности логопедов, участвовать в методических объединениях, семинарах, вебинарах, проходить курсы повышения квалификации.

Расскажите, пожалуйста, о видах реабилитации воспитанников.

Социальную реабилитацию несовершеннолетних воспитанников оказывают педагоги с большим стажем и опытом. В отделении работают 18 педагогов: воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по труду, учитель-логопед, социальный педагог, библиотекарь.

Специалисты отделения социальной реабилитации осуществляют комплексную воспитательно-реабилитационную деятельность. Педагоги реализуют программы по духовно-нравственному, гражданско-правовому, спортивно-оздоровительному, трудовому, патриотическому и семейному воспитанию, развитию музыкальных способностей воспитанников. В отделении создана теплая, добрая атмосфера. Мы организуем досуг детей, различные мероприятия как в центре, так и за его пределами. Специалисты отделения проводят занятия по интересам воспитанников в 14 направлениях. У детей есть возможность проявить свои таланты, найти новые увлечения.

Из года в год воспитанники центра активно участвуют в областных, районных конкурсах и викторинах, всероссийских интернет-конкурсах.

Педагоги отделения постоянно совершенствуют свои профессиональные навыки. Они свое­временно проходят курсы повышения квалификации, используют в работе новые информационные технологии, электронные пособия, нетрадиционные методы коррекционного воздействия: музыко-, арт-терапию. Применяются агро-, трудотерапия и другие методы коррекционного воздействия.

Конечно, только благодаря совместной работе всех специалистов с несовершеннолетними воспитанниками можно добиться положительных успехов в социальной реабилитации детей.

Сейчас наблюдаются низкий уровень развития словаря детей, несформированность грамматического строя речи и представлений об окружающем мире. Как решается эта проблема в Вашем центре?

Конечно, один из значимых факторов успешности речевого общения детей с недоразвитием речи — сформированность лексики и грамматического строя речи. Практика коррекционных педагогов показывает, что нарушение данных систем языка существенно затрудняет общение ребенка, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, следовательно, и на подготовку к школьному обучению. Развитие словаря и грамматического строя речи связано со всей воспитательно-реабилитационной работой с детьми. Словарный запас обогащается в процессе ознакомления с окружающим миром во всех видах детской деятельности, повседневной жизни и общении. Задачи каждого педагога — помогать ребенку в расширении круга общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании значимости общения, обеспечивать единый процесс социализации и индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Особое внимание специалисты нашего учреждения уделяют формированию глагольного словаря дошкольников, так как он служит основой фразовой речи. Глагольный словарь у детей ничтожно мал по сравнению с предметным словарем. Учитель-логопед разработал систему его формирования.

Что Вы пожелаете коллегам и читателям журнала?

Я желаю моим дорогим коллегам успехов в их непростой деятельности. В нашей сфере работают преданные своему делу люди; благодаря любви к детям, желанию им помочь у нас все получится. Стремитесь пополнять знания и применять новые технологии, повышать квалификацию, делиться друг с другом опытом работы. Я желаю всем крепкого здоровья и семейного благополучия, ведь это основа счастливой жизни!

Спасибо за интересное интервью!

Беседовала С.Ю. Танцюра

Прочитано 2122 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868