На каждую загадку есть своя отгадка

Конкурс для старших дошкольников с ОНР

Фоминых Е.Н.,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 102, г. Екатеринбург

В древности загадки служили средством обучения иносказательной речи, запоминания слов, передачи сведений об окружающем мире старшим поколением младшему. Они не потеряли своей актуальности до сих пор.

Дети так любят загадки, потому, что они отражают их опыт познания действительности. Загадка — ожидание сюрприза, удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями, не становятся полезными — это «мертвый» груз. Поэтому загадки просто необходимо широко использовать при коррекции такого сложного системного нарушения, как ОНР.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируют процессы анализа, синтеза, сравнения.

Разгадывая их, дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы об окружающем мире.
В старшем дошкольном возрасте в НОД, совместной деятельности и в режимных моментах с детьми можно использовать загадки по типу «Доскажи словечко», «Узнай по описанию», а также ребусы, шарады, метаграммы, анаграммы, путаницы и др.

Можно провести конкурс загадок с применением информативно-коммуникационных технологий с участием родителей в подготовке к конкурсу.

Ниже приведен сценарий конкурса.

Задачи:
— совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию;
— формировать выразительность речи;
— развивать слуховое внимание и память; мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию;
— формировать артистические способности;
— воспитывать уважение к культурному наследию России;
— формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, компьютерные игры «Алфавит загадок» и «Ребусы от А до Я», карточки с буквами, шкатулка с игрушками: пирамидкой и погремушкой, костюм Василисы Премудрой, мольберт, таблички с названиями команд «Умники» и «Умницы», призовые жетоны «мудрые совы», домашние рисунки детей — иллюстрации к загадкам, призы — книги, сладости.

Предварительная работа: дети совместно с родителями выполняют домашнее задание — делают иллюстрации к выбранной загадке (или самостоятельно сочиненной ребенком); учат текст загадки наизусть. Воспитатель делит детей на две команды: «Умницы» и «Умники».

* * *

I. Организационный момент

Под веселую музыку дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие друг против друга. На экране — название конкурса.

II. Основная часть

Л о г о п е д (в костюме Василисы Премудрой). Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Отгадайте загадку.

Гуляю по свету, жду ответа.
Найдешь ответ — меня и нет!

Это — загадка. Сегодня в нашей группе проводится конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка». Знаете ли вы, что загадки появились еще в Древней Руси много столетий тому назад. В старинных русских народных сказках разные мудреные загадки приходилось разгадывать Василисе Премудрой. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять». Загадки помогали детям развивать ум, сообразительность, воображение, память.

Участвуют в конкурсе две команды: «Умники» и «Умницы».
В случае затруднений при выполнении заданий детям могут помочь их родители. Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри.

Логопед представляет членов жюри.

Всего в конкурсе 7 заданий. За каждый правильный ответ можно получить один или два призовых жетона — «мудрых сов» (в зависимости от оценки жюри).

В конце конкурса мы посчитаем, сколько «сов» заработала каждая из команд.


Задание «Загадки-добавлялки»

На экране появляется надпись: «Загадки-добавлялки».

Л о г о п е д. Начнем наш конкурс с разминки. Сначала для одной команды, потом для другой прозвучат загадки. Отгадки — это слова, подобранные в рифму. Если рифма будет подобрана правильно, на экране появится картинка-отгадка. Итак, начинаем. А ну, ребята, не зевай, слова в рифму подбирай!

Загадки для команды «Умницы»

Кто один имеет рог?
Отгадайте!..  (Носорог.)
Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).
Разве можно было киске
Доверять стеречь … (сосиски).
Я ключом открыть не мог
На дверях большой … (замок).
Чтоб добыть себе медок,
Села пчелка на … (цветок).

Загадки для команды «Умники»

Утром смотрит нам в оконце
И лучом щекочет … (солнце).
В деревянный свой дворец
Прилетел весной … (скворец).
Они висят не для красы —
Считают время нам … (часы).
Получилась чтоб прическа,
Честно трудится … (расческа).
Из скорлупки без пеленок
Вылез желтенький … (цыпленок).
Мы цветы поставим сразу
В эту голубую … (вазу).

Л о г о п е д

Веселая компания, удвой свое внимание!!!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты дружок, не торопись,
На крючок не попадись!

Загадки для команды «Умницы»

Днем деревни, города
Освещает нам ... (не звезда, а солнце).
Кто пасет коров, овец,
Ну, конечно, … (не продавец, а пастух).

Загадки для команды «Умники»

По лужайке скачет прытко,
От лисы бежит … (не улитка, а заяц).
Попросила мама Юлю
Ей чайку налить … (не в кастрюлю, а в чашку).
Мы — отличные художницы,
В краски мы макаем … (не ножницы, а кисточки).

Жюри объявляет результаты первого задания.


Задание «Бабушкины загадки»

На экране появляется надпись: «Бабушкины загадки».

Л о г о п е д. Ребята, ваши бабушки и прабабушки тоже любили отгадывать загадки. Давайте попробуем и мы отгадать старинные загадки; отгадаете — на экране появятся картинки-отгадки.

Загадки для команды «Умницы»

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар.)

Стоит копытце,
Полно водицы.
(Колодец.)

На сковородку — ручейком,
Со сковородки — солнышком.
(Блин.)

Маленько, кругленько,
А за хвост не поднять.
(Клубок.)

Загадки для команды «Умники»

Стоит толстуха-деревянное брюхо,
Железный поясок.
(Бочка.)

На чужой спине едет,
А на своей груз везет.
(Седло.)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик.)

В доску спрячется бедняжка —
Чуть видна его фуражка.
(Гвоздь.)

Жюри оценивает выполненное задание.


Задание «Школьные загадки»

На экране появляется надпись: «Школьные загадки».

Л о г о п е д. Ребята, вы хорошо справились со старинными загадками, а теперь посмотрим, как вы умеете отгадывать современные. Совсем скоро вы попрощаетесь с детским садом и станете учениками, первоклассниками. Я предлагаю вам попробовать отгадать школьные загадки. После отгадывания картинки-отгадки появятся на экране.

Загадки для команды «Умницы»

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
(Школа.)

Если ему работу дашь —
Зря трудился карандаш.
(Ластик.)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю —
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота!
(Цветные карандаши.)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь.)

Загадки для команды «Умники»

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
(Линейка.)

Моря есть — плавать нельзя,
Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя.
Что это?
(Географическая карта.)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка.)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)

Жюри подводит итоги задания.


Задание «Загадки на одну букву»

На экране — заставка компьютерной игры «Алфавит загадок».

Л о г о п е д. Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команд. Нужно выбрать карточку с буквой (буквы «В», «Л»). Мы поиграем в игру «Алфавит загадок». Команды должны отгадать по 6 загадок, все отгадки которых начинаются с одной буквы, которую выбрали представители команд. (Отгадки на букву «В»: ворона, варежки, велосипед, вопросительный знак, вишня, водопад; отгадки на букву «Л»: лопата, ложка, ландыш, лев, лейка, лампа.)

Жюри оценивает задание.


Динамическая пауза

На экране — название игры; музыкальное сопровождение — веселая мелодия.

Л о г о п е д. Ребята, вам предлагается отдохнуть, немного подвигаться и проявить смекалку и воображение. Вы должны будете изобразить с помощью своего тела любую букву русского алфавита. Чем больше показанных букв узнает команда соперников, тем лучше! Итак, сначала танцуем, а после волшебного заклинания превращаемся в буквы: «Раз, два, три, повернись! В живую букву превратись!»


Задание «Загадки из шкатулки»

На экране появляется надпись: «Загадки из шкатулки».

Л о г о п е д. Следующее задание — необычное. Отгадки — в моей шкатулке. Чтобы отгадать, что в ней находится, задавайте вопросы, на которые я буду отвечать только «Да» или «Нет». Вы можете спрашивать о форме, цвете, размере, назначении предмета. Сначала угадывает предмет одна команда, потом — другая. (В шкатулке — пирамидка и погремушка.)

Жюри оценивает задание.


Задание «Загадки-ребусы»

На экране — заставка компьютерной игры «Ребусы от А до Я».

Л о г о п е д. Для выполнения этого задания я вновь приглашаю по одному участнику от команд. Нужно выбрать карточку с буквой (буквы «Б», «М»). Мы поиграем в игру «Ребусы от А до Я». Команды должны разгадать по три ребуса, все отгадки которых начинаются с одной буквы, которую выбрали представители команд. Для выполнения этого задания команды должны показать свои навыки чтения. (Отгадки на букву «Б»: бабочка, баранка, булка; отгадки на букву «М»: малина, море, мороз).

Жюри оценивает задание.


Задание «Домашние загадки»

На экране появляется надпись «Домашние загадки».

Л о г о п е д. Ребята, к сего-дняшнему конкурсу вам предлагалось совместно с родителями приготовить домашнее задание — выбрать и выучить любую загадку или самим ее придумать и нарисовать к ней отгадку.

Участники команд загадывают соперникам загадки, а потом демонстрируют иллюстрации — отгадки к ним. Жюри оценивает задание.

III. Подведение итогов

На экране появляется надпись «Молодцы!»; музыкальное сопровождение — веселая мелодия.

Л о г о п е д. Конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка» завершился. Я предоставляю слово жюри.

Подсчитывается количество призовых жетонов у обеих команд и объявляется команда-победительница.

А сейчас я хочу наградить команды «Умники» и «Умницы» сладкими призами, а ребят, которые вместе с родителями нарисовали рисунки к загадкам, книгами!


Список использованной и рекомендуемой литературы

Корж О.Н., Новикова Е.В. Использование загадок на занятиях в логопедической группе // Логопед. № 10. 2011.
Фрид М.Е. 1000 и одна загадка. М., 1996.

Прочитано 4942 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868