Наш дом — Россия! Проект для детей 5—6 лет с ОНР

Кибатьярова А.А.,
учитель-логопед МДОУ д/с № 6 «Солнышко»,
г. Нефтегорск Самарской обл.

 

Сценарий проекта открытого мероприятия по формированию целостной картины мира у детей 5—6 лет в группе № 6 «Капелька» компенсирующей направленности для детей с ОНР, составленный в рамках реализации проекта «Люблю тебя, моя Россия, дорогая наша Русь!», посвящен году российской истории.

Цель: активизация познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи

Образовательные:
— знакомить с историей возникновения Российского государства, особенностями и традициями русского народа;
— формировать представления о Родине.

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, внимание, музыкальное и художественное творчество.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости и уважения к своей Родине.

Форма организации: подгрупповая.

Методы и приемы

Словесные: беседы, дидактические речевые игры.

Наглядные: картинный материал, слайдовая презентация, поделки.

Практические: раскрашивание, составление пирамидки, подвижные игры, песни, танцы, инсценировка.

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ярославль, Кострома, Воронеж, Саратов, столица, гимн, герб, родословная, русские имена Арина, Елизар, Семен, прясть пряжу, вязать, вязание, патока, имбирь, калачи, чугун.

Оборудование: глобус, карта, раздаточный материал «Родовое дерево» и «Флаг», ребусы, большая русская матрешка, костюмы к танцам, музыкальный центр, диски с записями песен, проектор, экран для презентации «Народные промыслы».

Предварительная работа:
— рассматривание изобразительного материала о России, Москве, Самаре; ознакомление с русскими народными инструментами, танцами, играми, песнями, бытом русского народа;
— проведение дидактических игр «Кто где живет?», «Экскурсия по Москве», «Экскурсия по Самаре», «Когда-то и сейчас», «Почта», подвижная игра «Кострома»;
— раскрашивание флага России;
— чтение тематической литературы, стихов;
— танец с платочками, русский народный танец «Калинка», танец «Матрешек»;
— прослушивание гимна России, разучивание песен о нашей стране, проведение музыкальных игр.

 

* * *

I. Вводная часть

Дети в русских костюмах (девочки с платочками) входят в зал и становятся в хоровод под песню «У моей России длинные косички» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой). Исполняют «Танец с платочками».

 

II. Основная часть

П е д а г о г. Ответим на вопрос: «Что такое Родина?» Россия — большая и прекрасная страна. Для каждого человека она начинается с родительского дома. Родина — это место, где вы родились и живете. Наша Родина — это поля, леса, реки, моря, океаны.

Педагог показывает на глобусе или карте нашу страну.

Это земля, на которой жили и трудились наши предки — прабабушки и прадедушки. Она называлась Русью, а сейчас Россией.

1-й  р е б е н о к

Россия! Россия!
Нет слова красивей,
Нет слова родней и милей!
А зори России —
                   как алое с синим,
Как знамя Отчизны моей!

2-й  р е б е н о к

Березки, березки,
Вы Родине тезки,
Вы русскому сердцу сродни!
На вашей бересте рубцы
                   и полоски,
Как шрамы
                   минувшей войны.

3-й  р е б е н о к

Над Волгой, над Леной,
Над Русью священной
Плывут и плывут облака.
Родимые реки, как алые вены
На сильных, рабочих руках.

Дети исполняют песню «Спасибо, Россия!» (муз. А. Кудряшова, сл. Н. Майера).

П е д а г о г. Сегодня на электронный адрес нашего детского сада пришло письмо от мальчика Джона из Америки. Он пишет: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джон, я живу в Америке. Я хотел бы познакомиться с вашей страной. Пожалуйста, расскажите, как вы живете, во что играете, как называются ваши города, как жили ваши предки, какие ваши любимые блюда и игрушки? Буду очень рад ответу».

Ребята, давайте подумаем, как лучше подготовить наш рассказ о России, какие способы можно использовать для передачи информации? Снять фильм, сделать фотографии, подготовить поделки и сувениры, отправить электронное письмо, позвонить по телефону.

Сегодня у нас будет видео­съемка, чтобы Джон мог нас увидеть и услышать.

1-й  р е б е н о к

Мы о Родине своей
Распеваем песни,
Потому что нет нигде
Родины чудесней!

П е д а г о г. Ребята, а какая главная песня нашей страны? Как она называется?

Д е т и. Гимн России.

П е д а г о г. Правильно. Музыку написал А. Александров, а слова С. Михалков. Эта песня звучит при встрече гостей, на торжественных собраниях. Когда исполняется гимн России, присутствующие встают и этим выражают уважение и почтение к нашей земле.

Звучит «Гимн Российской Федерации».

Величаво и спокойно
Гимн России прозвучал.
Каждый думал тихо, стоя.
Затаил дыханье зал.
С этой музыкой взрослеем,
С этой музыкой растем.
Эту музыку по жизни
В своем сердце пронесем.
Что мы Родиной зовем?

1-й  р е б е н о к

Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем!

П е д а г о г

Что мы Родиной зовем?

2-й  р е б е н о к

Все, что в сердце бережем.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем!

П е д а г о г

На флаге России три цвета.

Педагог беседует с детьми о флаге России.

Три цвета на флаге России:
Красный, белый, синий.
С красной полосой флаг —
В ней кровь отцов и дедов.
С красным цветом Россией
Добыта честь и победа!
Синяя полоса —
                   цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране
Была прекрасна!
Белый цвет — в нем добро,
Любовь, чистота.
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!

Д е т и

Белый цвет — березка.
Синий — неба цвет!
Красная полоска —
Солнечный рассвет!

Продуктивная деятельность «Раскрась российский флаг».

 

Игра «Когда-то и сейчас»

Педагог читает предложение, а дети определяют, какого времени оно касается: прошлого или настоящего. Если прошлого — они отводят руки назад и говорят: «Было когда-то», если настоящего — разводят руки в стороны и произносят: «Это сейчас».

Стоит дом с глиняными стенами и соломенной крышей.

В светлице стоит печь.

Высокое многоэтажное сооружение из бетона и стекла.

Во дворе на детской площадке играют дети.

В поле серпами работают жнецы.

По шоссе едут автомобили.

Между дверью и печью стоят кочерга, ухват, хлебная лопата.

Родители с детьми идут в детский сад.

Велика наша земля, широки ее просторы!

Работа с географической картой (фото 1).

Сейчас мы покажем и расскажем Джону, какая наша страна.

Педагог показывает на карте границу России, крупные города, а дети называют их. Выставляются иллюстрации российских городов.

А что значат голубые полоски и пятна?

Д е т и. Это реки и моря.

Дети называют реки и моря, педагог показывает их на карте и на картинках.

П е д а г о г. Какого цвета много на карте?

Д е т и. Зеленого, это леса.

П е д а г о г. Для чего они нужны?

Дети рассказывают о значении леса.

Какой еще цвет вы видите на карте?

Д е т и. Коричневый, это горы.

Педагог показывает, а дети называют горы.

П е д а г о г. В горах добывают полезные ископаемые.

Вот мы с вами «прочитали» карту России. Что она нам рассказала? Наша страна очень большая. В России много городов. Природа очень красивая и разнообразная: множество рек, озер, гор, степей, морей. В России добывают полезные ископаемые: нефть, уголь, газ, руду, золото, алмазы.

Наша Россия необъятна,
                   красива и богата!
Привет тебе, мой край родной!
С твоими темным лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
Среди зимы и в летний зной
Привет тебе, мой край родной!

Ребенок читает стихотворение «Поезжай за моря-океаны!» М. Исаковского.

Д е т и

Танцев много русских знаем,
Их мы любим танцевать.
Но сегодня в этом зале
«Калинку» мы хотим сплясать.

Дети исполняют русский народный танец «Калинка» (фото 2).

 

Игра «Кто где живет?»

В Москве — москвичи.

В Санкт-Петербурге — петербуржцы.

В Самаре — самарцы, самарчане.

В Саратове — саратовцы.

В Костроме — костромчане.

В Нефтегорске — нефтегорцы.

Дети играют в русскую народную игру «Кострома». Демонстрация мультимедийной презентации «Народные промыслы».

П е д а г о г

Была доска некрашеной,
Простою, неприглядной,
А стала разукрашенной
И празднично нарядной.

На реке Волге есть старинный городок Городец, там делают игрушки из дерева и глины. Самая известная игрушка — конь.

Педагог показывает игрушечного коня.

Веселит, ласкает взор
Пестрый, радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки.
Просто загляденье —
Всем на удивленье!

На реке Вятке стоит город с таким же названием. Зимой, когда топили печи, над городом стоял дым. Поэтому игрушка, которую делали в Вятке из глины, получила название дымковской.

Педагог показывает дымковскую игрушку.

Белый фон, как снег
                        пушистый,
А на нем лишь синий цвет,
Что узор рисует чистый,
И других здесь красок нет.

Недалеко от Москвы среди лесов и полей стоит городок Гжель. Там люди нашли белую глину и решили лепить из нее посуду и игрушки, которые стали расписывать синими узорами.

Педагог показывает гжельские игрушки и посуду.

Расписная хохлома!
Удивительной посудой —
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток.

В заволжской деревне Хохломе производят деревянную посуду, расписанную красной и золотистой красками на черном фоне.

Педагог показывает хохломскую роспись.

Ростом разные подружки,
А сидят они друг в дружке.

В разных уголках России делают из липы деревянные расписные матрешки.

Педагог показывает матрешек.

Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам идут матрешки!

Дети исполняют танец «Матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой) (фото 3).

 

Игра «Наши предки»

П е д а г о г. История нашей страны начиналась в давние времена. В богатых землях селились наши далекие предки — древние славяне, сильные мужественные люди. Жили они в домах — срубах, занимались скотоводством, охотой, земледелием. Дети, а что означает слово «род»?

Дети отвечают.

Правильно, род — это большая семья, родные люди. Каждый род имеет свое начало. Родственники — это мама, папа, бабушка, дедушка, сестры, братья. Посмотрите, на чем держатся кольца пирамидки.

Д е т и. На стержне, стволе.

П е д а г о г. Представьте, что этот стержень — фундамент дома или корни дерева. Наденем первое кольцо — это ваши прабабушки, прадедушки. Второе кольцо — дедушки, бабушки. Третье кольцо — папа и мама. Четвертое кольцо — это вы сами, ваши братья и сестры. Что получилось? Пирамидка. На что опираются верхние кольца?

Д е т и. На нижние кольца.

П е д а г о г. Нижние кольца — это ваши предки!

Дети с помощью педагога составляют свое генеалогическое древо.

 

III. Заключительная часть

П е д а г о г. Ну вот, нашу видеозапись мы отправим Джону в Америку. Надеемся, он многое узнает о нашей стране. А сейчас по русской традиции пойдем чай пить с баранками, патокой, имбирем!

Прочитано 2970 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868