Правильная речь, четкое произношение звуков, корректная артикуляция необходимы для нормального развития личности ребенка, его социальной адаптации и комфортного взаимодействия с другими людьми. Становление речевой функции начинается с первого крика малыша при рождении, продолжается весь дошкольный период и нередко сопровождается отклонениями. Ошибки воспроизведения могут в последующем перейти в письменную речь и стать причиной серьезных психологических проблем, затормозить развитие малыша. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя диагностировать патологические изменения и устранить их. Детская речь в период ее становления несовершенна. В звукопроизношении могут проявляться различные дефекты. Например, полное отсутствие звука в речи — ребенок не умеет его произносить, поэтому просто опускает (вместо «коровы» у него получается «коова») и др.
Логопед после осмотра сделал выводы и направил на консультацию к неврологу, психиатру, ЛОРу, чтобы исключить или, наоборот, констатировать нарушения, на почве которых страдает речь. Родители боятся этих врачей, но им нужно объяснить: нервная система ребенка и психика очень подвижны, и медикаментозное вмешательство в раннем возрасте может дать колоссальные положительные результаты.
Обогащайте словарь ребенка! Беседы, рассказы, чтение способствуют этому как нельзя лучше. Их можно использовать на прогулке, в транспорте или игре. Что бы вы ни делали — общайтесь с малышом, объясняйте предметы и явления, поясняйте происходящее вокруг вас, чтобы он знал, как все происходит, почему и зачем это нужно.
С добрыми пожеланиями, главный редактор журнала «Логопед» С.Ю. Танцюра