Гость номера — Ирина Всеволодовна Абанкина

У нас в гостях

Директор Института развития образования
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»,
кандидат экономических наук, профессор

Ирина Всеволодовна Абанкина

Уважаемая, Ирина Всеволодовна! Расскажите, пожалуйста, о деятельности руководимого Вами учреждения.

Наш Институт создан более 10 лет назад. Мы работаем как структурное подразделение университета «Высшая школа экономики».

Университет — лидер реформ в экономике и социальной сфере, поэтому и миссия нашего Института — содействие реформам в сфере образования в интересах семей, учащихся, студентов и работодателей. Мы проводим исследования, реализуем проекты, разрабатываем концепции и программы развития, а также обучаем на магистерских программах по управлению образованием.

Какие проекты разрабатываются в институте?

Наши проекты связаны с экономикой образования, деятельностью в области повышения качества образования, разработки проектов нормативных правовых документов, консультирования и обучения по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки, магистерским программам.

У нас создана работоспособная и эффективная система дошкольного образования, на которую ориентировался весь мир. С чем связано желание реформировать ее? Ведь все равно детские сады не смогут полностью финансово обеспечить себя. Лозунг «Все лучшее детям» не актуален?

Лозунг вполне актуален. Спрос на дошкольное образование растет, это показатель доверия наших семей системе до­школьного воспитания и обучения. Реформирование связано с повышением качества в ответ на современные вызовы, решением проблемы доступности до­школьного образования вне зависимости от места проживания и доходов семей, развитием вариативных форм. Не снимается и проблема эффективности использования средств. Главное — достигнуто понимание, что качество — это не застывшая статическая характеристика, а конструктивный диалог всех заинтересованных сторон — родителей, педагогов, руководителей ДОУ и органов управления образованием в интересах развития детей, их воспитания и обучения. Нельзя стоять на месте, нужно разрабатывать и внедрять новые педагогические, здоровьесбергающие технологии в дошкольном образовании, формировать класс просвещенных родителей, сконцентрировать ресурсы общества на решении проблем детства.

Каковы первые результаты по переходу на субсидии? Какие проблемы выявились?

С переходом на субсидии повысилась самостоятельность ДОУ в управлении ресурсами, проведении кадровой политики, формировании программы развития своего учреждения. Однако переход довольно трудный — нужна новая управленческая компетентность, владение технологиями ответственного финансового менеджмента, управления результатами, а не затратами. Это требует времени, подготовки, большой управленческой работы.

Есть ли прогнозы, как скажется переход к финансированию «одной строкой» на содержании и качестве дошкольного образования?

Есть ожидания, что грамотное управление ресурсами позволит повысить качество дошкольного образования за счет гибкости и автономии.

Несколько слов о критериях качества.

К таким критериям я бы отнесла развитие детей сообразно возрасту, сохранение и укрепление их здоровья, проведение (по необходимости) его коррекции, в том числе методами педагогической коррекции, воспитания и «умного» тактичного обучения.

Будет ли государство помогать негосударственным дет­ским садам?

Подписаны законы о равном доступе к бюджетным средствам всех образовательных организаций дошкольного и общего образования вне зависимости от формы собственности, наделяющие полномочиями субъекты РФ по финансированию негосударственных дошкольных образовательных организаций для реализации программы до­школьного образования по нормативам, установленным на оказание услуг для бюджетных и автономных учреждений.

Если руководителю и педагогическому коллективу придется выбирать между казенным, бюджетным и автономным учреждениями, что выбрать? Ваш совет.

Учреждениям, имеющим опыт самостоятельного финансового планирования и управления, я советую становиться автономным учреждением, чтобы быть самостоятельными в разработке и утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности, счетов в кредитных организациях, проведении закупок в соответствии со своим Положением о закупках. Если такого опыта пока маловато, то есть смысл начинать со статуса бюджетного учреждения — это обслуживание в казначействе, что минимизирует риски, утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности у учредителя, проведение закупок в соответствии с 94-ФЗ. Работать в статусе казенных учреждений целесообразно только малокомп­лектным детским садам.

В некоторых регионах форма навязывается «сверху», например, все переходят в автономию. Что делать руководителю, если коллектив не согласен?

Если коллектив не согласен переходить в автономное учреждение, его не могут перевести насильно. Согласие трудового коллектива — обязательный документ в пакете документов, который передает образовательное учреждение учредителю для принятия решения о смене типа учреждения. Если нет протокола, фиксирующего согласие трудового коллектива, пакет документов считается неполным, и учредитель не имеет права его рассматривать. Можно подать в суд, если пакет документов рассматривается без согласия трудового коллектива.

Как переход на новое финансирование скажется на зарплатах? Во-первых, дети болеют; во-вторых, остаются по разным причинам дома с родителями, ведь посещение не принудительное. Ни при каких условиях не будет 100-процентной посещаемости.

Зарплата рассчитывается на основе лимитов субсидии. Учредитель на этапе планирования бюджетных средств сообщает бюджетному и автономному учреждению общий планируемый размер субсидии на выполнение задания, в рамках этого размера учреждение самостоятельно разрабатывает план финансово-хозяйственной деятельности, в котором определяется размер фонда оплаты труда. Политика в отношении зарплаты определяется Положением об оплате труда конкретного учреждения.

Сохранятся ли прежние надбавки к зарплатам педагогов независимо от содержания локальных актов учреждения? Например, за почетного работника, ученую степень, работу в коррекционных группах?

Да, надбавки за почетные звания сохраняются. За работу в коррекционных группах сохранятся, если реализация коррекционных программ включена в ведомственный перечень услуг и по ней рассчитан специальный норматив.

Какие экономические «сюрпризы» преподнесет детским садам новый закон об образовании?

Для детских садов только положительные «сюрпризы» — передача финансирования на уровень субъектов РФ, аналогично школе, гарантии по оплате труда всем педагогическим работникам не ниже средней по экономике региона, где расположено образовательное учреждение, обязательства по финансированию работодателем повышения квалификации не реже 1 раза в пять лет, финансирование негосударственных детских садов по нормативам.

Каким Вам видится детский сад будущего?

Уютным, красивым, комфорт­ным, детский сад, в который дети хотели бы приходить, где были бы окружены заботой и вниманием профессионалов, налажен тесный контакт с родителями, где ждут не только самих ребят, но и бабушек, дедушек, пап и мам для совместных праздников, веселья, общих проектов.

Прочитано 2282 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868