Гость номера — Марина Алексеевна Иванова

У нас в гостях

председатель Московской городской организации
Общероссийского профсоюза образования, кандидат
экономических наук, заслуженный учитель РФ

Марина Алексеевна Иванова

Только в балансе интересов можно найти решение большинства возникающих проблем.

Уважаемая Марина Алексеевна, расскажите немного о себе. Почему Вас привлекла именно эта деятельность, связанная с большими душевными затратами?

Я не очень люблю рассказывать о себе — это не самое главное для читателей, и к тому же было бы больше похоже на заполнение листка по учету кадров: где родился, где учился. Намного интереснее поговорить о причинах выбора именно профсоюзной работы. Да, она связана с большими душевными затратами, большим количеством стрессов, постоянной повышенной нагрузкой, но мне все равно нравится эта работа. Тип мышления, характер у каждого человека проявляются еще в детстве — именно тогда он начинает думать, чем хочет заниматься в жизни. Один в дальнейшем предпочтет трудиться в научных библиотеках, другому интересны занятия техникой. Мне всегда нравилось работать с людьми, помогать им. Начиная со школьных лет, я всегда старалась быть и оказывалась в центре внимания, среди лидеров коллектива. Впоследствии, уже работая сначала в школе, затем в органах управления образованием, я никогда не забывала об общественной деятельности. И когда мне предложили перейти в Московский городской комитет профсоюза, а это было уже более 20 лет назад, я с удовольствием согласилась, потому что считала эту работу не только важной и нужной людям, но и соответствующей моим предпочтениям.

Большую часть своей трудовой биографии я занимаюсь профсоюзной работой. Поначалу конечно же, одолевали сомнения, оказалось непросто работать вне трудового коллектива, ведь пришлось сразу же заниматься задачами не одного учреждения, и даже не района, а всей город­ской системы образования.

В существующей сейчас иерархической системе, когда взаимоотношения, в том числе и в образовании, строятся по принципу «начальник — подчиненный», очень часто теряется человеческое взаимопонимание, оно замещается чисто функциональными контактами. А профсоюз способствует тому, чтоб это человеческое не терялось. Всякий раз, когда к нам обращаются за помощью, мы не только стремимся защитить права работника, поддержать его в конфликтной ситуации, но и урегулировать напряженную межличностную ситуацию в коллективе. Как же тут обойтись без душевных затрат?

Каковы сейчас первоочередные задачи, стоящие перед Московской городской организацией профсоюза?

Для многих работников образования профсоюзная организация отождествляется главным образом со своим трудовым коллективом, для меня же профсоюзная организация — это почти 400 тысяч московских работников образования и студентов, имеющих профсоюзный билет, платящих членские взносы и, я надеюсь, разделяющих наши принципы солидарности, справедливости, равенства, вне зависимости от того, на какой ступеньке служебной лестницы они находятся. Главное, чего мы пытаемся достичь — формирование восприятия профсоюза как единой организации, решающей проблемы работников отрасли, чтобы, говоря о профсоюзе, человек произносил не «они», не «вы», а «мы». Пока этого «мы» не возникнет, профсоюз не сможет реализовать весь свой потенциал.

Совсем недавно на селекторном совещании у руководителя Департамента образования Москвы рассматривалась неприятная ситуация, возникшая в одном из трудовых коллективов. Такие ситуации периодически возникают в образовательных учреждениях всех видов и типов. Директор этой школы разделил фонд стимулирующих выплат таким образом, что на поощрение педагогического коллектива осталось лишь 40%, а остальные 60% оставил себе и работникам бухгалтерии. При этом профсоюзный комитет не только не участвовал в распределении этого фонда, но даже и не рассмотрел этого вопроса на своем заседании, оставшись тем самым в стороне от проблем работников. Такой профсоюзный комитет, для которого профсоюз не является общим делом, конечно же, не сможет решить никаких проблем. А такие «профсоюзные лидеры» только и ждут, что придут «добрый дядя» или «солидная тетя» и все сделают за них. Профсоюзный комитет должен представлять собой влиятельную силу в коллективе, которую признают работники и с которой считается руководитель. Бытующее до сих пор во многих коллективах мнение, что профсоюз — это клуб для встреч, источник средств на организацию чаепитий, досуга и отдыха, должно уйти в прошлое, но лишь отчасти, ведь главная задача профсоюзной организации — урегулирование отношений в коллективе.

Профсоюзная организация внутри детского сада зачастую не самостоятельна, не может пойти против решений руководителя, как ей добиться возможности отстаивать свое мнение?

Сначала надо понять, почему эта организация не самостоятельна, были ли попытки обрести самостоятельность и в чем они заключались. Действительно, не будучи освобожденным от основной работы, председатель первичной профсоюзной организации во многом зависит от администрации образовательного учреждения, которая в конечном итоге определяет его зар­плату и условия труда. Мы понимаем, что когда председатель профкома встает на сторону своих коллег, вступает в спор с руководителем, ему требуется поддержка. И это понимание находит отражение, в том числе в трудовом законодательстве. Председатель профкома защищен законом — при наложении административного взыскания или при увольнении за него вступается вышестоящий профсоюзный орган. Кроме того, поскольку у городского комитета профсоюза и департамента образования есть взаимопонимание относительно важности работы профсоюзных организаций, в нашем городском отраслевом соглашении записано право для председателя профорганизации на дополнительный отпуск, обучение с отрывом от производства в течение нескольких дней в учебном году с сохранением средней зарплаты. Есть совместное письмо горкома профсоюза и департамента, в котором рекомендовано установление надбавки председателям первичных профсоюзных организаций из фонда стимулирующих выплат за социально значимую работу. Во многих округах Москвы такая надбавка выплачивается, если работа председателя соответствует разработанным нами критериям эффективности. Кроме того, мы постоянно ведем профилактическую работу с тем, чтобы отношения между администрацией и профсоюзными комитетами строились на основе принципа социального партнерства. И результаты этой работы заметны. Сейчас, когда ряд образовательных учреждений объединяется, складывается ситуация конкуренции, люди хотят сохранить за собой должность председателя профсоюзной организации. А это хороший показатель, свидетельствующий о престижности этой позиции.

Какую реальную помощь может получить педагог детского сада в профсоюзе?

Помощь и поддержку профсоюза получают очень большое количество людей. В том числе и помощь материальную, когда работнику требуется, например, операция или деньги на лечение ребенка. Когда человеку нужно составить исковое заявление, представительство интересов в суде, он быстро вспоминает, что есть такая общественная организация — профсоюз. К нам приходят много людей, но часто получается так, что у них нет профсоюзного билета и они не состоят в профсоюзе. И в этой ситуации мы не можем оказать им помощь, потому что по уставу мы помогаем только членам нашей организации. Кроме того, для членов профсоюза мы реализуем ряд социальных программ — это добровольное медицинское страхование, благодаря которому участники программы могут получать за совсем небольшие деньги медицинскую помощь в лучших медицинских учреждениях города; страхование от несчастного случая на производстве; потребительское кредитование; организация отдыха, в том числе зарубежного по ценам ниже рыночных, и многое другое.

Профсоюз, другими словами, никак не помогает тем педагогам, которые не состоят в его рядах?

В первую очередь мы действительно ориентированы на помощь членам профсоюза, но, конечно же, по ряду направлений работы результаты наших усилий направлены на улучшение ситуации в отрасли в целом и охватывают всех работников. В соглашениях, которые заключаются в рамках социального партнерства между профсоюзами, работодателями и органами власти, есть разделы, посвященные уровню зарплаты, условиям труда. Разумеется, они распро­страняются на всех работников без исключения. Например, по соглашению между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, ни один работник не может получать меньше 11 тыс. руб. — это касается всех работников без исключения. То же самое можно сказать и об участии профсоюзов в законотворческой деятельности. Принимая участие в обсуждении проектов законов профсоюзы всегда выступают с позиций защиты интересов всех наемных работников.

Но при этом повышение размера зарплат педагогов все равно не успевает за ростом цен и тарифов.

Действительно, в большинстве регионов ситуация с зарплатами в образовании остается плачевной. Москва в этом смысле уникальный город, здесь зарплата школьного учителя даже превышает средний уровень зар­плат по экономике региона, но если говорить о работниках детских садов, приходится признать, что эта категория оказывается ущемленной. Зарплата педагога-дошкольника в Москве — 30—32 тыс. руб., что в полтора-два раза ниже, чем зарплата учителя. При том, что современные представления о дошкольной педагогике подразумевают необходимость работы в детских садах квалифицированных педагогов с высшим образованием, а значит такой разрыв в оплате труда не может быть ничем обоснован. Людям приходится для выживания брать на себя объем работы, существенно превышающий нормативы, и все равно, даже при очень больших нагрузках, доходы педагога-до­школьника не превышают 70% от средней зарплаты по экономике. Тем не менее, в Москве зарплаты педагогов растут темпами, превышающими инфляцию, и это отрадно.

В настоящее время в образовательных учреждениях появились новые механизмы установления размеров оплаты труда. Если раньше размер зарплаты определялся государством, то теперь оно отошло от установления базовых окладов, ставок — все это отдано на откуп регионам или самим образовательным учреждениям. Сейчас образовательные учреждения могут самостоятельно разрабатывать системы оплаты труда, устанавливать базовые оклады, исходя из имеющихся фондов оплаты труда. В Москве фонд оплаты труда педагогических работников существенно увеличился, и потому зарплата растет быстрее, чем раньше.

Руководитель и трудовой коллектив образовательного учреждения имеют большую свободу перераспределения средств внутри фонда оплаты труда, реформирования штатного расписания, могут концентрировать ресурсы и за счет этого подращивать заработную плату. Это замечательный механизм, но он требует и от руководителя, и от председателя профсоюзного комитета определенных экономических знаний. Надо учиться овладению этим механизмом — и тогда средства будут распределяться рационально, зарплаты расти, а с ними расти и профессиональная мотивация педагогов.

Сейчас педагогам часто бывает трудно получить педагогическую пенсию, право на ее назначение приходится доказывать в судах, собирать множество справок, платить адвокатам. Если учреждение в 90-е гг. меняло название, или если руководителем уничтожены архивы, то оформить педагогическую пенсию становится практически невозможно.

Членам профсоюза вовсе не обязательно обращаться к адвокатам. Мы помогаем в написании подобных исковых заявлений. Кроме того, по спорным ситуациям относительно до­срочной педагогической пенсии есть прецеденты, решения Верховного Суда, так что подобные дела разрешаются теперь довольно быстро. Однако бывают случаи нарушений в определении должностей работников, неправильных записей в трудовой книжке, неправильного определения типа и вида образовательного учреждения. Таких случаев в Москве не очень много, и когда такие ситуации возникают, мы по мере сил стараемся помогать.

Хотелось бы в связи с этим сказать еще о других подходах к формированию собственной пенсии. Существует целый ряд программ, таких как софинансирование совместно с государством своей дополнительной трудовой пенсии, повышение эффективности использования пенсионных накоплений работника за счет их перевода в негосударственный пенсионный фонд. Мы постоянно ведем разъяснительную работу о том, как пользоваться данными программами, об их преимуществах в сравнении с полным отсутствием попыток управления своими пенсионными накоплениями.

Сейчас активно обсуждается новая стратегия пенсионного обеспечения. К сожалению, ее реализация ставит работника бюджетной сферы, в том числе педагога-дошкольника, в неравное положение с работниками негосударственных учреждений и предприятий. Речь идет о том, что замещение пенсией утраченного заработка должно осуществляться на уровне 40%, т.е., если вы получаете зарплату до 20 тыс. руб., ваша пенсия составит около 8 тыс. руб. в месяц — это ниже среднего уровня по России. В таких условиях работник дошкольного учреждения не получает никаких преимуществ. Также речь идет о том, что для повышения размера замещения утраченного заработка придется больше работать, что фактически приведет к повышению пенсионного возраста. Есть основания предполагать, что до 2030 г. перестанет существовать и педагогическая пенсия. Кроме того, работодатель, который распоряжается бюджетными средствами, не имеет пока возможности использовать их для улучшения пенсионного обеспечения работников. Так что очень многое сейчас зависит от самого работника, и нашим членам профсоюза мы готовы предоставлять любые консультации на эту тему.

1 сентября 2013 года вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Какие Вы как профсоюзный лидер видите в нем «болевые точки»?

Основной болевой момент в связи с законом «Об образовании» состоит в том, что он весьма объемный и его еще надо прочитать. Прочитать его надо не только руководителю, но и работникам. Причем не только прочитать, но и постараться понять, потому что закон многие вещи трактует иначе, в том числе с точки зрения полномочий образовательного учреждения. Создается очень много учреждений, у которых будут разные полномочия — у бюджетных и автономных, у казенных и бюджетных, и понимание этого должно быть и у учредителя, и, конечно, у трудового коллектива.

Несмотря на долгие дискуссии о повышении статуса педагога, новый закон не дает в этом плане ничего принципиально нового. Перед последним чтением проекта закона проходили парламентские слушания, на которых все предложения профсоюза были практически единогласно поддержаны и вошли в канву закона, но дело не только в том, чтобы они были зафиксированы — важно, чтобы они выполнялись. В течение нескольких лет средняя зарплата в образовании должна по всей стране стать не ниже средней зарплаты по экономике регионов, в том числе и зарплата в детских садах, на это следовало бы обратить первоочередное внимание трудовых коллективов.

Напрямую с вопросом о статусе педагогического работника связана гарантия первоочередного права на улучшение жилищных условий. Формально это право существовало и в прошлом законе и, более того, оно даже реализовывалось до 2005 г., когда новый Жилищный кодекс вывел педагогических работников из приоритетной категории. Следовательно, сейчас Жилищный кодекс следует корректировать. Мы готовим соответствующие предложения, которые намерены попытаться провести через Госдуму.

По новому закону «Об образовании» аттестация работника на соответствие занимаемой должности передана в образовательное учреждение. С одной стороны, это хорошо, потому что аттестация, в том виде, как она проходила, была очень напряженным процессом для педагога. Сейчас процедура изменится, тестирования по всей видимости больше не будет. Но появляется другой вопрос — смогут ли руководители иметь достаточные основания, чтобы говорить о том, соответствует или не соответствует работник занимаемой должности? Увеличение субъективизма в оценках может в ряде случаев негативно сказаться на качестве работы образовательных учреждений и положении работника.

Изменилась норма, касающаяся права и обязанности работника повышать квалификацию. Если раньше это делать было необходимо раз в 5 лет, то теперь — раз в 3 года. Учитывая изменение стандартов, необходимость постоянного самообразования — это хорошо, однако означает повышение нагрузки на учреждение и руководителя. В Москве финансирование повышения квалификации наверняка сохранится, эта норма составляет 72 ч раз в 3 года, так что московский педагог не пострадает. Однако в федеральном законе не оговорено, за счет каких средств должно осуществляться повышение квалификации работника.

Ваши пожелания читателям журнала.

Поскольку ваш журнал называется «Управление дошкольным образовательным учреждением», его читателями по всей видимости являются руководители. Но мне хотелось бы к числу тех, кто управляет, отнести и председателей профсоюзных организаций. В образовании должна действовать государственно-общественная форма управления, подразумевающая участие трудового и родитель­ского коллективов. Всем этим управленцам я в первую очередь хочу пожелать постоянно работать над собой. Если каждый из нас не будет постоянно искать что-то новое, не будет делать это с пользой для организаций, общего дела, этот человек перестанет быть управленцем. Я желаю всем читателям, чтобы в их учреждениях действовал принцип уважения и понимания запросов других людей, потому что только в балансе интересов можно найти решение большинства проблем. И конечно же, мы надеемся, что российское дошкольное образование не только научится работать в новых условиях, но и сохранит свои замечательные традиции.

Прочитано 1637 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868