Гость номера - Цапенко Мария Михайловна

У нас в гостях

кандидат педагогических наук, заместитель начальника управления
дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы

Мария Михайловна Цапенко

Уважаемая Мария Михайловна, Вы уже знакомили наших читателей с совместным пилотным проектом между Москвой и ЮНЕСКО. Можно ли подвести первые итоги сотрудничества?

Сегодня можно подвести первые итоги реализации совместного пилотного проекта «Москов­ское образование: от младенчества до школы». Проект дал мощный импульс инновационному развитию дошкольного образования в столице. Во многих ДОУ разрабатываются и внедряются современные образовательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья детей, развитие и поддержку детской познавательной и творческой инициативы, поликультурное и полиязыковое образование детей и т.д. В реализации проекта участвуют 510 детских садов и около 5 тыс. педагогов — увлеченных, творческих людей, объединившихся вокруг ресурсных центров. Достижения участников проекта получили высокую оценку международных экс­пертов ЮНЕСКО. Признанием результатов работы является также и то, что с 27 по 29 сентября 2010 г. именно в Москве ЮНЕСКО впервые проводит Всемирную конференцию по воспитанию и образованию детей младшего возраста.

Вы знакомы с системами образования других стран. Какой опыт дошкольных учреждений города может быть востребованным в Европе?

В Москве в 2009 г. проводилась Международная конференция, в которой участвовали педагоги из разных европейских стран. Особый интерес вызвал у них богатый опыт работы коллег в новых формах дошкольного образования, открытых на базе многих детских садов: центрах игровой поддержки, лекотеках, консультативных пунктах, семейных дет­ских садах, службах ранней помощи. Наших иностранных коллег привлекает то, как организована развивающая среда в наших ДОУ, какие условия созданы для оздоровления и медицинского обслуживания детей.

Вот, например, что пишут наши коллеги, посетившие ресурсный центр «Детский сад для всех» (д/с № 288), который занимается развитием инклюзивного образования.

Доктор Дэвид Митчелл, почетный профессор кафедры педагогики Университета Кэнтербери Крайстчерч, научный консультант по вопросам инклюзивного образования Института технологии Вайкато (Гамильтон, Новая Зеландия), почетный научный сотрудник Университета Манчестера (Велико­британия), консультант проектов ЮНЕСКО по инклюзивному образованию: «Спасибо детскому саду за теплый прием и организацию нашего семинара по инклюзивному образованию. Я крайне восхищен вашей преданностью и вашей программой. Своей работой вы подаете прекрасный пример для других детских садов» (13.12.2009).

Джон Беннетт, эксперт отдела по дошкольному развитию ЮНЕСКО: «Я посетил детский сад № 288 в Москве. Это замечательное место. Детский сад очень хорошо организован для работы с детьми с ограниченными возможностями и особыми нуждами. В России существует замечательная традиция дошкольного образования и целостный подход к вопросам детского развития, которому люди на Западе могли бы поучиться. Я поздравляю правительство Москвы с тем, что был сделан такой щедрый вклад в развитие инклюзивного образования, надеюсь, что Ваш центр своим передовым опытом вдохновит другие дошкольные центры принимать детей с ограниченными возможностями. Я обязательно порекомендую специалистам по дошкольному обучению посетить Ваш центр, который носит эмблему ЮНЕСКО» (10.12.2009).

Ммансетца Маропе, Директор Дивизиона по базовому образованию штаб-квартиры ЮНЕСКО. Совместный визит экспертов ЮНЕСКО и Всемирного банка: «Посещение вашего центра для нас поистине было честью и привилегией. Это ресурсный центр не только для города, но и для всей страны и для всего мира. Настоящая инклюзия — сложная задача, увидеть ее на практике очень полезно. Надеюсь, что мы сможем скоро снова приехать к вам. В следующий раз мы уже будем не просто посетителями, а настоящей семьей. Спасибо за то, что показали вашу работу и дали возможность получить очень интересный опыт» (11.10.2010).

Какие приоритеты в развитии дошкольного образования Москвы будут выстраиваться в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»?

Основными приоритетами сегодня являются:

—           обеспечение доступности дошкольного образования для детей из различных социальных групп вне зависимости от их национальности, особенностей здоровья и возраста;

—           активное внедрение в дет­ские сады различных моделей оздоровления дошкольников в мегаполисе и необходимость формирования у детей и их родителей культуры здорового образа жизни;

—           подготовка педагогических кадров для системы до­школьного образования в соответствии с современными требованиями.

Расскажите о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В городе накоплен интересный опыт работы инклюзивных детских садов, которых сейчас уже 73. Также для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающими детские сады, открыты 123 лекотеки, где они получают эмоционально-личностную реабилитацию и социализацию. Специалисты лекотек могут выезжать к ребенку на дом. Педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды оказывают профессиональную поддержку не только детям, но и их родителям. Сейчас в Москве открыта постоянно действующая выставка и существует сайт, где специалисты могут делиться опытом, а родители оставлять свои пожелания и получать интернет-консультации. Пожалуйста, обращайтесь на сайт: lekoteka.edu.ru.

В Москве несколько лет успешно внедряется централизованная система записи детей в детские сады. Каковы достижения и какие остались проблемы?

С августа 2006 г. в Москве введена единая компьютерная система учета будущих воспитанников ДОУ, позволяющая реально увидеть потребность родителей в детских садах по разным округам и районам города. Созданные комиссии по комплектованию и учету детей дошкольного возраста, к сожалению, не всегда могут положительно решить вопрос об устройстве ребенка в определенный детский сад. В настоящее время Департаментом образования разрабатывается новая система постановки детей на учет. Мы планируем в этом году предоставить возможность родителям регистрировать детей через Интернет, не выходя из дома.

Каким Вы видите руководителя детского сада будущего?

Сегодня руководитель должен иметь не только базовое профессиональное образование, но и хорошо знать финансовые и правовые вопросы, быть хорошим менеджером и маркетологом, владеть современными информационными технологиями. Он должен быть креативным и инициативным человеком, объединяющим вокруг себя команду единомышленников, формируя в коллективе корпоративную культуру. И главное, любить детей и свою работу.

В системе московского до­школьного образования мы вывели формулу «успешного детского сада». Это детский сад, в который с удовольствием по утрам бегут дети, работой которого удовлетворены родители, и где с удовольствием работают педагоги!

Беседовала Е.В. Боякова

Прочитано 1464 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868