У нас в гостях: Наталья Евгеньевна Васюкова

Уважаемая Наталья Евгеньевна! Спасибо, что согласились на интервью. Начну с традиционных вопросов. Как Вы пришли в дошкольное образование? Кто в профессии оказал на Вас большее влияние?

Спасибо за приглашение. Рада приветствовать всех читателей журнала!

Думаю, определенное влияние на выбор профессии оказала моя мама, которая в 1944 г. в возрасте 17 лет пришла работать в детский сад, да так и осталась там на всю жизнь. Мама почти 30 лет посвятила работе с дошкольниками. При этом в ее трудовой книжке всего две записи: в один детский сад она пришла работать воспитателем, а другой уже открывала как руководитель. Коллектив этого же детского сада провожал ее на пенсию.

Сама я долго не могла определиться с выбором профессии. Рассуждала методом «от обратного» — какие профессии мне точно не подходят. Постепенно педагогика осталась в приоритете, а уже внутри нее выбор дошкольного направления произошел сам собой. Я действительно знала систему работы в детском саду изнутри, поскольку детский сад, в котором работала мама, находился прямо под окнами нашего дома, и я видела многое из того, что там происходило. Кроме того, детей сотрудников всегда привлекали к участию в каких-то ролях на утренниках, новогодних праздниках, и мне, подростку, это тоже очень нравилось. Вот так и сложился выбор. И надо сказать, что за 39 прошедших лет в профессии я ни разу не пожалела об этом.

Сильная методическая служба была визитной карточкой дошкольного воспитания Советского Союза. В 1990-е гг. она сжалась, как шагреневая кожа. Сегодня трудно говорить о методической поддержке педагогов дошкольного образования как о полноценной системе. Она жива только благодаря подвижникам. В чем Вы видите сегодняшние проблемы и перспективы методической работы?

То, что произошло за последние годы с методической службой, сильно огорчает. Все ее преобразования прошли на моих глазах. После семи лет работы воспитателем, получив диплом Ленинградского государственного педагогического института им. А.Н. Герцена, я начала работать методистом в одном из детских садов Куйбышевского металлургического завода. В 80-е гг. прошлого века методист детского сада был ответствен за организацию педагогического процесса, осуществлял функцию профессиональной поддержки педагогов, занимался повышением их квалификации, сбором, обобщением и распространением лучшего опыта. Последняя функция мне нравилась больше всего.

Рядом всегда были опытные воспитатели, которые имели свои индивидуальные подходы к детям, им лучше других удавалась работа по какой-то из методик. Было необычайно интересно самой наблюдать за их успехами, напитываться их профессиональными «секретиками», а потом делать этот опыт достоянием других педагогов. При этом не было никакой плановости — сколько такого лучшего опыта надо собрать за год. Задача методиста детского сада — самому заметить успехи педагогов и помочь вырастить их до уровня высокого профессионализма, интересного практического опыта. Для воспитателей это было очень важно, они с удовольствием откликались на предложение более углубленно поработать над какой-либо темой или направлением деятельности. Тогда не было понятия «портфолио», но лучший опыт описывался, подкреплялся фотографиями, оформлялся в альбом, что было очень престижно.

Позже, уже работая в Москве в районном методическом кабинете, опять-таки интереснее всего было заниматься вопросами повышения квалификации. Тогда, в 1990-е гг., районный методист сам организовывал такие курсы в своем районе, приглашал отдельных специалистов и много лекций читал сам. Особо помнится время, когда в Москве начались первые конкурсы профессионального мастерства «Учитель года». А у нас в Хорошевском районе как раз был замечательный творческий музыкальный руководитель в одном из детских садов, которого мы и выдвинули на конкурс. В том первом конкурсе не было деления по номинациям — и учителя школы, и воспитатели, и логопеды, и музыкальные руководители оценивались вместе. И представляете радость, когда наш претендент вдруг занял первое место, получив звание «Лучший учитель года Москвы». В кулуарах горметодкабинета и городского управления образования потом, конечно, было признано ошибочным соединение разных профилей профессии в одном конкурсе, поскольку музыкальный руководитель детского сада имел преимущества сам по себе только потому, что мог себя представить более зрелищно, чем это удавалось учителю школы или логопеду. Маленькие воспитанники производили на жюри конкурса более умилительное впечатление, чем школьники. Конечно, это справедливо. В последующие годы конкурс проходил уже по разным номинациям. Тем не менее радости и гордости за нашего претендента в том году не убавилось.

А вот дальше методическая работа стала скатываться в сторону контроля и отчетов перед вышестоящими управленцами, что уже лишало ее истинного смысла. Современная же ситуация и управленческие решения привели службу почти к краху. Методистов (старших воспитателей) в дошкольных организациях осталось очень мало, а те, которые остались, имеют теперь совершенно другие, более управленческие, функции: планирование работы, подбор персонала, организация работы учреждения, контроль, а главное — отчет. Можно как-то понять задачу экономии финансовых вложений в учреждения образования, однако совсем лишить педагогов-практиков методической поддержки — ход тактически неверный. Конечно, новое время требует новых подходов к организации методической службы, ее преобразований, но обидно, когда накопленный опыт разрушился в один миг, что называется «до основанья, а затем...». Затем, видимо, создастся что-то новое. Я уверена, что практики будут нуждаться в некой профессионально поддерживающей их силе, а не пытаться выжить самостоятельно, бегая с мероприятия на мероприятие и набирая как можно больше сертификатов об участии в них. Эти сертификаты не очень помогают педагогам совершенствовать опыт и мастерство.

Каковы современные задачи методической поддержки реализации программ дошкольного образования?

В первую очередь, при разнообразии комплексных и парциальных программ, о них как-то надо узнать, понять, чем они отличаются друг от друга, какую главную мысль, цель преследуют, в какой парадигме работают. Верная мысль, что каждый педагог должен подобрать себе образовательную программу, близкую ему по духу, содержанию, способу реализации, уровню образования и другим показателям. Однако если помощь и совет может прийти со стороны методиста детского сада — человека, который хорошо тебя знает, — это здорово, это внешняя поддержка педагога, экономия его сил и времени.

Во-вторых, это индивидуальная помощь в освоении и реализации выбранной программы. Если мы провозгласили индивидуализированный подход в образовании детей, почему мы должны лишить этого права самого педагога?

И в-третьих, методист детского сада (или, как последние годы эта профессия называется, старший воспитатель) — человек, который объединяет, интегрирует усилия разных педагогов, работающих в дошкольной организации, направляя их в одно русло — развитие каждого ребенка.

Должна ли методическая служба функционировать в каждом детском саду или ее можно вывести в аутсорсинг?

Думаю, можно вывести и в аутсорсинг, если уж так остро стоит вопрос экономии финансовых средств. Главное, чтобы эта служба общалась с педагогическим коллективом, не формально проводя раз в три года курсы повышения квалификации, не как справочная служба, а по существу, знала бы лично каждого педагога, особенности коллектива и уровень взаимоотношений в нем, поддерживала и помогала развивать традиции. Одним словом, делала бы каждый педагогический коллектив уникальным, неповторимым и несла ответственность за свой конечный результат — повышение уровня профессионального мастерства педагогов. Для меня это как участковый врач, даже лучше не участковый, а семейный.

Вы работаете с будущими педагогами. Какие они, наши преемники в профессии? Есть ли стремление к высокому профессионализму или только к «чистому» карьерному росту?

Я работаю со студентами педагогического университета всего второй год, при этом — со студентами, получающими сдвоенную специальность: воспитатель детского сада — учитель начальной школы, а также воспитатель детского сада с правом преподавания английского языка детям дошкольного и младшего школьного возраста. Студенты разные. Мнение о них у меня хорошее: они спортивные, часто даже читающие, у них есть свои увлечения, интересы, многие уже сейчас стараются подрабатывать внутри профессии — ездят вожатыми в детские оздоровительные лагеря, присматривают за малышами, даже репетиторствуют. Из 100 студентов групп с дошкольным профилем есть четыре  молодых человека. Мы, преподаватели, сами ориентируем юношей на карьерный рост, понимая, как не хватает миру педагогов-дошкольников мужчин-профессионалов. Есть даже молодой человек с факультета иностранных языков, который вольным слушателем приходит на лекции и семинары в наши группы дошкольного образования, так как ему очень интересен этот возраст, и он хотел бы владеть приемами обучения людей английскому языку на всех возрастных этапах.

В университете организована еженедельная однодневная практика студентов в учреждениях образования. Студенты с интересом и радостью ходят на практику в детские сады, практически осваи­вая азы профессии. А дальше — зона ответственности нас как преподавателей: будут ли у них гореть глаза при встрече с детьми, перерастет ли первый интерес в потребность общения с дошкольниками. Очень хочется верить, что это произойдет.

Есть ли возможность вернуть престиж профессии педагога?

Конечно. В последнее время все больше родителей озабочены ранним развитием детей, ищут кружки и секции, педагогов, владеющих нестандартными игровыми приемами обучения дошкольников, и находят их. Правда, часто это происходит вне стен дошкольной организации. И чтобы не остаться «на задворках», педагогическим коллективам детских садов надо уметь конкурировать, предлагать родителям большое разнообразие дополнительных образовательных услуг развивающего характера, ориентировать своих педагогов на овладение дополнительными специальностями, обеспечивая разнообразные запросы родителей.

Во ФГОС ДО основной акцент сделан на развитие индивидуальности каждого ребенка. На мой взгляд, очень трудно индивидуализировать образовательный процесс в группе с количеством детей 25+. Поделитесь Вашими рецептами индивидуализации образовательного процесса в детском саду.

Общаясь с воспитателями на курсах повышения квалификации и обсуждая с ними этот вопрос, я часто слышу высказывания: «Что же нам теперь — желания каждого ребенка удовлетворять? Как нам учитывать интересы каждого, если их 30? А если ребенок отказывается заниматься или спать после обеда? Стоит одному разрешить этого не делать, остальные захотят того же». Действительно, очень трудно перестроить собственное сознание, если предыдущие десятилетия образовательная система была массовой, единообразной, ориентированной на развитие у детей навыков коллективной жизни.

Все воспитатели понимают, что дети разные и подходы к ним должны быть разные. А на деле мы пока никак не можем раз­учиться мерить их достижения «общей линейкой» — в программе же написано, что ребенок должен к этому возрасту то-то и то-то знать и уметь. Мерить индивидуальный прирост его умений и навыков, развивать его личностные качества — очень трудный и долгий, скорее даже постоянный, процесс, навык которого у нас пока не сформировался. Недавно одна воспитательница с возмущением рассказывала о семье своего воспитанника, где взрослые категорически запрещают ребенку брать в руки ножницы, так как это опасно. «А мне-то что делать? — говорила она. — Придут меня проверять и скажут, что это я не научила ребенка работать ножницами». Мы, к сожалению, пока еще не научились ориентироваться на уровень развития ребенка, внимательно наблюдать за ним каждый момент жизни в детском саду, нам важно самим выглядеть хорошо, быть эдакими «отличниками». Понятно, что в этом нет вины педагогов, это порочность самой системы, которая не доверяет профессионализму своих кадров, мучает их бесконечными проверками — вдруг что не так делают? А мерилом этого «так» и «не так» становятся слова всяких инструкций. Здесь «не так» сразу видно, оно на поверхности. А попробуй быстро разберись, каким ребенок пришел в детский сад год назад, и каким он стал теперь, каков «прирост» в его развитии? И преодолеть этот страх сделать что-то «не так» педагоги смогут, если будут убедительно отстаивать свою точку зрения и демонстрировать проверяющим и родителям личностные успехи своих воспитанников.

Конечно, и собственные подходы к организации педагогического процесса в условиях коллективного обучения надо менять, имея в арсенале задания разного уровня сложности для детей, не оценивать детские ответы на вопросы педагога с позиции «правильно или нет», а делать эти неверные ответы средством коллективного размышления, проверки версии на практике, подведения детей к самостоятельному поиску и доказательству своих мыслей. Это трудно дается, но мы учимся, и некоторые результаты уже имеются.

Но в целом это только небольшая часть решения проблемы индивидуализации образовательного процесса. Главное — системные изменения в организации работы с детьми. Когда в образовательном учреж­дении будет большой выбор кружков и секций, где каждый ребенок найдет себе дело по душе и собственному интересу, когда ДОО будут иметь «собственное лицо» в использовании собственного набора форм, средств и приемов работы с детьми, тогда и родители смогут осуществлять выбор, произойдет индивидуализация образовательного процесса.

Когда в Москве произошло укрупнение образовательных организаций, и детские сады присоединили к школе, один из основных тезисов гласил: большая организация сможет предоставить родителям максимально широкий спектр образовательных услуг. Например, в одном детском саду есть группы эстетической направленности, в другом — группы, работающие по системе Монтессори, в третьем — логопедические, в школе организованы секции футбола, танцев, театр — в них есть группы и для дошкольников и т.д. Тогда родителям этого микрорайона будет из чего выбирать, а при условии бесплатности государственные учреждения составят серьезную конкуренцию появившимся сегодня в огромном количестве развивающим студиям и клубам для дошкольников. Сделать это в масштабах крупного комплекса совсем нетрудно. Тогда и проблема индивидуализации начнет решаться.

Каковы основные критерии качества, применяемые в программе «Истоки»?

В соответствии с требованиями ФГОС ДО качество работы ДОО определяется оценкой созданных условий для реализации Основной образовательной программы и педагогической системой оценки достижений каждого ребенка в наиболее важные возрастные периоды. Показатели оценки условий определены Стандартом: психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические условия и развивающая предметно-пространственная среда. Авторский коллектив разработал перечень показателей (их в системе 29) и систему их оценки по четырехбалльной системе, описав уровень реализации каждого из них. Максимальная сумма баллов — 87. Количество набранных организацией баллов переводится в процент от этого максимума. Если баллов меньше 50 — условия реализации ПООП ДО не соответствуют требованиям. От 51 до 79 — средний уровень реализации программы, необходима оптимизация условий. От 80 до 100 — высокий уровень. По результатам оценки, проводимой ежегодно, сама организация может делать выводы о направлениях дальнейшей оптимизации. А для оценки индивидуального развития детей мы описали интегральные показатели развития на конец каждого психологического возраста и карты педагогической диагностики, проводимой в конце каждого учебного года.

Знаю, что у Вас много внуков. Расскажите, как можно в детском саду использовать воспитательный потенциал бабушек и дедушек? Что нового привнесено в программу «Истоки» в этом направлении?

Привнесено, скорее, не в программу, а в ее методическое обеспечение. В комплекте пособий «Развивающие занятия с детьми» содержание направления познания ребенком окружающего мира является стержневым, вокруг него выстраиваются в системе другие виды детской деятельности. В нем весомая часть отводится ознакомлению детей с профессиями взрослых, с тем, что и как люди делают с разными материалами, как производятся продукты питания, одежда, бытовые предметы и пр. Одно дело, когда об этом рассказывает воспитатель, показывая картинки, и совсем другое, когда в группу приглашаются взрослые из близкого детям окружения. Вот тут нерастраченные силы бабушек и дедушек пригодятся как нигде. Бабушка-врач может принести с собой белый халат, фонендоскоп, какие-то профессиональные предметы, показать их, поиграть с детьми в больницу. Дедушке-пожарному тоже есть что показать, рассказать, поучаствовать в шуточных соревнованиях. Любая бабушка может показать детям или научить их вязать шарфики для кукол на толстых спицах, шить кукольную одеж­ду, вовлечь детей в процесс приготовления и украшения какого-то простого блюда, а дедушка — показать, как строгают и пилят дерево, как чинят сапоги, кран, замок. Кто-то может ставить с детьми театральные постановки, кто-то мастерить или строить из конструктора Лего. Одним словом, родственники детей вовлекаются в реальный педагогическим процесс, становятся помощниками педагога. Так реализуется и требование ФГОС ДО — сделать педагогический процесс открытым, стать партнерами для семей воспитанников.

В «Истоках» значительный раздел отведен работе с книгой. Каковы современные пути привития любви к художественному слову на родном языке?

Содержанием этого раздела я как раз занималась. Старалась добиться того, чтобы книга сопровождала ребенка ежедневно, ритуалы коллективного чтения вслух стали сначала привычкой, а потом и потребностью детей. Поскольку в нашей методической системе интегрировано содержание разных образовательных областей, произведения художественной литературы, читаемые детям как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в любое свободное время дня, подобраны по принципу тематизма. Фрагмент познавательного содержания, который воспитатель проживает с детьми в течение недели, поддерживается чтением литературных произведений, обогащает и расширяет их.

Часто обсуждаемая проблема, что современные дети не читают, не имеет отношения к дошкольникам. Дети — самые благодарные слушатели, активно переживающие события книги, пытающиеся понять, что, как и почему делает главный герой произведения. Очень важно не упустить это период открытости ребенка, направить и усилия семьи в это русло. Ведь только в читающих семьях растут читающие дети. Вот и весь секрет.

Почему можно рекомендовать работать по программе «Истоки»? Что в ней есть такого, чего нет в других программах?

Программу «Истоки» писал очень сильный авторский коллектив. Сильный не только потому, что все авторы — кандидаты и доктора педагогических и психологических наук, но еще и тем, что эти люди объединены общими взглядами на процесс развития ребенка и прочно стоят на традициях отечественной педагогики. Поэтому и программа получилась глубокая, целостная, написанная в единой стилистике, чем, к сожалению, не могут похвастаться многие из новых программ, спешно созданных после выхода ФГОС ДО.

Среди авторов были люди, имеющие и свои парциальные программы, основные идеи которых также вошли в содержание «Истоков». Это и К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан — авторы программ развития музыкальных способностей детей «Синтез» и «Гармония», и Н.А. Рыжова с программой экологического образования «Наш дом — природа», и И.А. Лыкова с программами «Цветные ладошки», «Умелые ручки», и Н.М. Родина и Е.Ю. Протасова с программами «Двуязычный детский сад» и программой об­учения дошкольников иностранному языку «Little by little». Для реализации «Истоков» вполне могут использоваться именно эти парциальные программы.

Следующий важный момент — программа впервые вышла в свет в 1998 г., пять раз переиздавалась и за эти годы получила признание не только практиков, но и коллег-ученых, также работающих в сфере дошкольного образования. Уже только поэтому ей можно доверять. Для реализации программы создан учебно-методический комплект с системой развивающих занятий по всем возрастным группам, объединяющий все содержание через тематический принцип, а также простая в использовании и эффективная система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей. Эти методические материалы с лихвой покрывают те 60% содержания, которые должны обеспечить обязательную часть образовательной программы ДОО.

Наталья Евгеньевна! Ваши пожелания читателям.

Желаю всем коллегам — читателям журнала — не потеряться в большом объеме новой информации, в той свободе, которую мы получили после выхода образовательных стандартов, найти новые смыслы, новые подходы к образовательной деятельности с детьми, помогающие достигать хороших результатов в их развитии. И конечно, здоровья, позитивного настроения, поддержки коллег, веры в то, что выйти на новый уровень профессионального мастерства обязательно получится.

Беседовала Е.В. Боякова

Прочитано 2962 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868