У нас в гостях Соколова Е.А.

У нас в гостях

Соколова Елена Александровна,

заместитель заведующего образовательным учреждением, педагог дополнительного образования ММДОУ д/с № 57, г. Люберцы Московской обл.

Награждена грамотой Правительства Москвы за личный творческий вклад в создание и развитие инновационного пространства дошкольного образования; почетной грамотой за добросовестный плодотворный труд Министерства образования Московской области, почетная грамотой Министерства просвещения Российской Федерации

Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, какие люди или события повлияли на выбор профессии? Кто был Вашим первым наставником?

С огромным чувством благодарности я вспоминаю удивительного, творческого, мудрого, увлекающегося и увлекательного человека — мою первую школьную учительницу. Прошли годы, я получила высшее педагогическое образование по специальности «педагогика и методика дошкольного образования». По окончании института стала работать воспитателем. Рядом всегда были люди, которые могли поддержать, наставники, которые помогали. Шло время, работа меня устраивала, и я не хотела ничего в ней менять. Но жизнь преподнесла мне сюрприз. Через год мне предложили работать старшим воспитателем в детском саду, я согласилась и, конечно, с этого момента профессиональная жизнь изменилась. Одним из более ответственных выборов в жизни является выбор профессии. Когда человеку предлагают новую работу, должность, вид деятельности, он, часто не раздумывая, соглашается, видя только возможности карьерного роста, престиж, материальные перспективы и порой не осознавая той высокой степени ответственности, которую накладывает на тебя административная должность и насколько сложные задачи предстоит решать. Вот уже десять лет я работаю в должности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе и не жалею о своем выборе.

Назовите три важнейших качества современного руководителя.

1. Уравновешенность, выдержка и стрессоустойчивость.

2. Коммуникабельность, тактичность и уважение к подчиненным.

3. Новаторство и креативность.

Каковы условия эффективности управления образовательной организацией?

Руководителю необходимо проявлять гибкость и быстроту реакции перед запросами населения, находить различные варианты развития дошкольной образовательной организации в зависимости от современных требований и условий.

Елена Александровна, скажите, пожалуйста, какие важные задачи Вы сейчас ставите перед собой как руководитель?

Я считаю, что любой творчески мыслящий, инициативный и ответственный руководитель должен стремиться оперативно решать большое количество многоплановых задач, четко ставить цель, видеть результат и пути его достижения, т.е. мыслить стратегически. Поэтому в своей работе я вижу несколько таких важных целей для себя лично.

В своей профессиональной деятельности постоянно стремлюсь к совершенствованию своего стиля работы с педагогами, потому что, работая в условиях инновационной образовательной организации, основной задачей своей деятельности считаю формирование профессиональной готовности педагогов к осуществлению высокоэффективного педагогического процесса. Важно, чтобы педагог сегодня обладал не только профессиональными знаниями и умениями, профессиональной направленностью и мотивацией, но и стремился к саморазвитию, мог гибко реагировать на изменения, был готов к инновационной и исследовательской деятельности, был способен осваивать современные технические средства обучения и применять их методически верно для оптимизации педагогического процесса.

Предъявляя высокие требования к команде, руководитель и сам должен стремиться к совершенствованию своих методов работы с кадрами, развивать критическое мышление, правовую и финансовую грамотность, осваивать новые слили руководства. Поэтому я стараюсь повышать свое мастерство через самообразование, посещение открытых городских мероприятий, участие в методической работе детского сада, прохожу курсы повышения квалификации.

Обобщила опыт методической работы с кадрами на тему «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», который был представлен на семинаре заместителей заведующих по ВОР. В работе с педагогическим составом широко использую средства визуальной коммуникации, что позволяет стимулировать рост профессионального уровня и творческой активности моих коллег. Одна из задач сегодня — развитие, освоение инновационных технологий и внедрение их в образовательный процесс. Среди проблемных задач, которые стоят перед коллективом — это становление открытой, гибкой и доступной системы образования, укрепление здоровья воспитанников, так как ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей отрицательно сказывается на получении качественного образования; активизация работы по включенности родителей в управление качеством образования детей через общественно-государственные формы управления, интенсификация педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий, расширение сферы дополнительных образовательных услуг. Все это требует работы именно с педагогами.

Расскажите, пожалуйста, о своем инновационном опыте работы и как удалось сплотить и вдохновить коллектив на решение таких сложных задач?

К инновационному опыту, пожалуй, можно отнести Программу стажировочной площадки совместно с ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», ЦНППМ ПР по теме «Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований». Содержание Программы основано на принципах гуманизма, где отдан приоритет жизни и здоровью человека, защите его прав и свободного развития личности, а также ценностям и смыслу воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействия, сотворчества и сопереживания, взаимопонимания и взаимного уважения.

Приоритет при реализации программы был отдан расширению возможностей и созданию условий для совместной деятельности ребенка и взрослого по приобщению к культурным ценностям и их освоению. И здесь хочется выделить принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, продемонстрировать ему реальную возможность следования идеалу в жизни.

Мы также много внимания уделяем организации образовательного процесса, при котором все дети, независимо от физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему воспитания, т.е. реализации инклюзивного образования.

Совместная работа над проектом, направленная на достижение определенных показателей, помогла нетолько повысить психолого-педагогическую и методическую компетентность коллег, но и сплотить и вдохновить коллектив. Ведущую роль при организации работы, на мой взгляд, сыграло грамотное распределение ролей и разумное делегирование полномочий администрации, тщательное распределение задач для всех участников с учетом их интересов и особенностей, опыта и компетентности так, чтобы каждый мог принимать активное участие в достижении общей цели.

Скажите, пожалуйста, как организована работа по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО?

Правила эффективного руководства, на мой взгляд, сводятся к нескольким важным пунктам. Это создать условия, чтобы твои коллеги, подчиненные выполнили задачи на высоком качественном уровне при наименьших трудозатратах, поэтому задача руководителя — организовать такой процесс. При этом важно понимать, что стоит за понятием «эффективность» и как ее достичь. Это значит ставить правильные цели, реально достижимые результаты, выдвигать четкие требования, но главное — правильно подбирать кадры для выполнения работы, способствовать поддержанию доброжелательной атмосферы в командной работе. Сформировать команду — это точечная, кропотливая, регулярная и ювелирная работа.

Работая с кадрами, использую современные личностно ориентированные технологии, поддерживаю их стремление к профессиональному росту и развитию. В результате уже больше половины наших педагогов имеют первую квалификационную категорию и треть — высшую. Ежегодно педагоги представляют свой передовой педагогический опыт на районных методических объединениях. Под моим руководством были проведены следующие районные методические объединения: «Детская проектная деятельность в нравственно-духовном воспитании дошкольника», «Скоро в школу», «Взаимодействие с семьей», «Использование нетрадиционных методов в работе с дошкольниками», «Художественно-эстетическое развитие дошкольника», «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», «Светлый Дух Рождества», «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения», «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» «Военный эшелон», и одно из последних — «Мир дошкольника — первый опыт. Мастер-класс: игровые технологии речевого развития детей младшего дошкольного возраста 3—5 лет».

Педагоги организации являются постоянными участниками и победителями областных, городских конкурсов: «Педагог года», конкурсов педагогического мастерства, творческих конкурсов. Участие в этой работе дало педагогам очень многое. Во-первых, это ситуация успеха, которая позволяет педагогу продемонстрировать результаты своей деятельности, его работы с обучающимися, родителями и оценить ее со стороны. Во-вторых, обмен опытом с коллегами, новые знакомства и дружеские связи.

Сам процесс подготовки к мастер-классам такого уровня и конкурсам, в который включены многие педагоги позволяет удовлетворить целый ряд профессиональных потребностей: обсудить проблемы и найти выход, творчески решить задачи по разработке авторских образовательных программ, методических материалов. Ну и, конечно, они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации; стимулируют педагогическое творчество, которое без этого могло бы и не проявиться. Поэтому я считаю необходимым поддержку таких форм работы с педагогами, которых не надо бояться, так как это всегда ценный опыт.

Посоветуйте, как не ошибиться при приеме на работу нового сотрудника?

При проведении собеседования необходимо достичь нескольких поставленных целей, главная — налаживание контакта с педагогом. Важно расположить к себе собеседника, чтобы его реакции были максимально адекватными и искренними. Поэтому собеседование лучше всего проводить в виде переговоров, когда обе стороны имеют равные права, заинтересованы в том, чтобы обменяться всей полезной информацией. Главное, что должен вынести педагог с собеседования, это убеждение: «Я хочу тут работать», а руководитель понимать, чем ему интересен данный сотрудник, что нового он может привнеси в организацию, какие у него перспективы роста и потенциал.

Как организована работа с начинающими педагогами?

Говоря о работе с начинающими педагогами, хочется подчеркнуть необходимость создания для них таких условий, которые бы активно включали их в профессиональную деятельность, начиная с первых дней в организации. Нужно не бояться доверять им, давать свободу для педагогического творчества и активно формировать опыт при помощи системы наставничества, доброжелательного партнерского, основанного на взаимном уважении. Мне в этой связи нравятся слова А.С. Макаренко: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов...».

Какую роль играет информационная компетентность в развитии профессионализма педагога?

Деятельность по управлению дошкольной образовательной организацией динамична, отличается своей многогранностью и сложностью. Руководитель должен умело использовать существующую структуру дошкольной образовательной организации, создать взаимосвязанную систему. Стоит отметить и то целенаправленное воздействие на педагогический коллектив, благодаря которому достигаются максимальные результаты образовательного процесса.

Насколько важным для Вас является вопрос преемственности между детским садом и школой?

Вопросу преемственности ДОО со школой в условиях введения ФГОС ДО мы уделяем большое внимание, так как без партнерских отношений со школой, преемственности в воспитании детей не может быть приобщения дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Высокие показатели социальных и психологических характеристик достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования дают возможность педагогам начальной школы продолжить работу по реализации плана преемственности. Прежде чем говорить о преемственности, надо понимать, чем она сейчас характеризуется в наших современных условиях. Преемственность — это обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка, это выстраивание единой линии развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Так было и раньше, но сейчас во главу угла ставится тезис об отказе от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному и утверждении курса на индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями. Придать этому процессу целостный и поступательный характер можно при условии, когда воспитатели детских садов ориентируются на требования школы, а учителя начальных классов организуют учебный процесс с учетом задач, решаемых в детском саду, и четко себе представляют наши целевые ориентиры, а это возможно только на основе тесных партнерских взаимоотношений, и мы здесь часто сами проявляем инициативу.

Преемственность просматривается в содержании обучения и воспитания, в формах и методах работы, требованиях и условиях воспитания детей. Работа по преемственности дает возможность разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приемов в работе, характерных для данного возрастного периода, что позволит отразить особенности развития детей в период перехода от игровой к учебной деятельности.

Немаловажно также осуществить и внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением, зафиксировать точку отсчета в оценке динамики достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы начальной школы. По определению Д.Б. Эльконина: «Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Воспитатель и учитель также имеют много общего, у них общее родовое имя — педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы». Так что эта проблема остается актуальной. В нашем детском саду проводятся следующие формы осуществления преемственности.

При работе с детьми: экскурсии в школу, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, совместные мероприятия: выпускной в детском саду, день знаний, спортивные соревнования и др.

При взаимодействии педагогов: изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, совместные педагогические советы (ДОО и школа), семинары, мастер-классы, круглые столы педагогов ДОО и учителей школы, открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытые уроки в школе.

При сотрудничестве с родителями: дни открытых дверей, совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы, консультации с педагогами ДОО и школы, встречи родителей с будущими учителями, анкетирование, тестирование родителей, визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и т.д.). Мы обращаем внимание на то, что тут главное не количество или нетрадиционность форм работы, а их качество, результативность, а это часто отходит на второй план.

Как можно оценить созданную в ДОО развивающую среду?

Для выполнения вышеизложенных целей и задач коллективом детского сада были созданы все условия, чтобы помочь каждому ребенку стать физически и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. Созданная нами предметно-развивающая среда способствует тому, что ребенок проявляет инициативу, пробует делать что-то новое, это развивает его самооценку, у него возникает чувства успеха.

Во всех группах детского сада оборудованы развивающие уголки: игровой, уголок безопасности, природы, экспериментирования, конструктивной деятельности, патриотического воспитания, математического и речевого развития, книжный, театральный, изобразительной деятельности, музыкальный, спортивный. Каждый ребенок без особых усилий находит применение своим творческим способностям, удовлетворяет свои интересы и любознательность, находит импонирующую ему среду общения. Задача воспитателя — организовать максимально интересно разнообразную деятельность в ней, отдавая приоритет, конечно же, игре.

Также в условиях нашего детского сада создана здоровьесберегающая среда. Разные формы оздоровления (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, хождение по «дорожкам здоровья» и т.д.) повышают адаптационные возможности детей. Интеграция воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов обеспечивает оптимальные условия пребывания детей в ДОО.

Как сделать родителей своими партнерами? Какие формы работы с родителями Вы считаете наиболее эффективными?

Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход. Я считаю его самым важным. Он необходим в работе не только с детьми, но и с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, их настроение. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности специалиста разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Еще я бы выделила динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы педагогов с семьями воспитанников.

Ну и, конечно, открытость. Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Важный момент в предупреждении возникновения проблемных ситуаций — установление личного контакта педагога с родителем, информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Что можно посоветовать начинающему руководителю?

Я бы выделила несколько рекомендаций, они довольно просты.

Ваша формула успеха…

Наполняй жизнь возможностями. Возможности приходят, когда мы открыты им.

  • Опубликована в журнале: №6/2022
Прочитано 380 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868