На пороге новых свершений

В гостях у журнала «Воспитатель ДОУ» директор ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (ФГБНУ ИРЗАР) Елена Николаевна Приступа, доктор пед. наук, профессор

Елена Николаевна, как вы оцениваете достижения ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» за 80 лет его существования и какие ключевые этапы вы бы выделили в истории института?

Институт развития, здоровья и адаптации ребенка был открыт 22 ноября 1944 года. Название связано было со школьной гигиеной. Первым директором стал академик двух академий Николай Александрович Семашко. За все время работы института название менялось семь раз. Возглавляли учреждение ведущие ученые в сфере физиологии ребенка, психофизиологии и нейрофизиологии, морфологии, физического воспитания и других. В настоящее время ФГБНУ ИРЗАР является ведущим российским научным учреждением, выполняющим исследования по проблемам здоровьесбережения обучающихся, раннего спорта, оздоровления в летний период, научно-методического сопровождения развития дошкольного образования, госпитальной педагогики, междисциплинарного взаимодействия и так далее. Главной особенностью ИРЗАР является комплексность в исследовании проблем развития ребенка по естественно-научным, педагогическим и психологическим наукам.

В чем заключается уникальность подходов, которые использует ваш институт в подготовке специалистов для дошкольного образования?

Институт развития ребенка осуществляет научно-практическое и методическое сопровождение системы дошкольного образования в России. Огромную роль играет дополнительное профессиональное обучение специалистов дошкольной сферы. Подготовлены региональные координаторы по просвещению родителей (законных представителей) по реализации ФОП ДО. Подготовлены программы по реализации междисциплинарной комплексной диагностики в ДОУ, коррекционно-развивающей работы. Создается профессиональное сообщество для реализации государственной образовательной политики.

Какие современные тенденции в дошкольном образовании, по вашему мнению, требуют особого внимания и изучения?

Система дошкольного образования России постоянно развивается с учетом тех вызовов, которые стоят сегодня перед страной. С одной стороны, мы развиваем единое образовательное пространство, в том числе просветительское. С другой — строгие метрологические основания педагогической деятельности. Актуальными направлениями всегда будут следующие: профессиональная подготовка воспитателей и педагогов системы дошкольного образования, постоянная актуализация форм, методов, технологий работы; анализ результативности и эффективности педагогической деятельности; усиление воспитательной деятельности и взаимодействия с родителями. Нужно учитывать создание специальных условий для тех детей, у которых есть нарушения в развитии и состоянии здоровья. Важно выстраивать преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Какова основная цель лаборатории развития дошкольного образования и какие исследования или проекты в настоящее время там реализуются?

Лаборатория развития дошкольного образования была открыта в 2022 году в ответ на необходимость создания единого образовательного пространства и оказания методической поддержки педагогам-практикам. Возглавила ее ведущий ученый отрасли — профессор Елена Ивановна Изотова. В настоящее время лабораторию возглавляет Маргарита Юрьевна Парамонова, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, что позволяет задействовать потенциал научной школы старейшего педагогического вуза России и обеспечить действительно профессиональный, научно обоснованный подход к разработке различных методических инструментов и материалов. В состав лаборатории входят представители различных педагогических вузов из регионов страны, которых объединяет одно: стремление качественно решать стратегические государственные задачи в области дошкольной педагогики для возрождения отечественной суверенной системы дошкольного образования.
Мы выстраиваем единое образовательное пространство с помощью науки. На текущий момент сотрудниками лаборатории разработаны нормативно-правовые акты, положения, программы, методические рекомендации; созданы цифровые помощники и инструменты, которыми активно пользуются практики для упрощения различных организационных процессов; реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и осуществляется диссеминация лучших практик реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования; проводятся опросы широкой педагогической общественности с целью совершенствования разрабатываемых продуктов и определения траекторий развития системы дошкольного образования.
Уверены, что такая консолидация науки и практики будет способствовать повышению качества дошкольного образования, росту удовлетворенности всех участников образовательных отношений и укреплению единого образовательного пространства для воспитания, обучения и развития подрастающего поколения на основе российских духовно-нравственных ценностей для обеспечения мировоззренческого, гуманитарного и технологического суверенитета нашей Родины.

Как институт взаимодействует с дошкольными образовательными учреждениями для внедрения научных разработок и рекомендаций на практике?

Институт развития ребенка активно ведет работу с профессиональным сообществом, с подготовленными региональными координаторами в том числе. Активно проводится мониторинг по разным проблемам дошкольного образования с нашими профессиональными партнерами («Воспитатели России»). Стажировочные площадки открыты практически во всех регионах России. Работают чаты для оперативного обмена информацией.

Какие инновационные методы и технологии вы планируете внедрить в работу лаборатории, чтобы улучшить качество дошкольного образования?

Лаборатория дошкольного образования уже сейчас обладает статусом инновационной площадки. Исследуются такие серьезнейшие для отрасли вопросы, как обсуждение системы Национальной модели измерения качества дошкольного образования. Все инновации обсуждаются на федеральных вебинарах.

Как институт учитывает вопросы гражданственности и патриотизма в образовательных программах и исследованиях?

Гражданское и патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы в детских садах. Вносятся предложения об изменениях во ФГОС ДО и ФОП ДО. Важные аспекты по формированию традиционных духовно-нравственных ценностей отражены в Программе просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Какие планы и задачи стоят перед ФГБНУ ИРЗАР в будущем, чтобы соответствовать современным вызовам и потребностям дошкольного образования?

Развитие дошкольного образования в институте является стратегическим. Крепкий научно-профессиональный состав лаборатории является основой качества проводимых научных исследований. А впереди — IX Съезд дошкольных работников, где будут обсуждаться актуальные профессиональные вопросы делегатами из 89 регионов России.
Институт развития ребенка продолжает проводить исследования по изучению вопросов учебных нагрузок у школьников, составления методических рекомендаций по вопросам здоровьесбережения и формирования физической культуры. Приоритетными остаются вопросы по раннему спорту и оздоровлению детей.

Прочитано 3 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868