Пластилиновая живопись

Иноземцева Л.А., воспитатель МДОУ № 48 Солнечногорского р-на Московской обл.

Почему все дети любят лепить?

Лепка — один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна и при этом доступна даже маленьким детям. Она дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Каждый ребенок может создать свой собственный пластилиновый мир.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости изменяет. Основной инструмент в лепке — руки, следовательно уровень умения зависит от владения собственными руками.

С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать множество образов, каждый раз находить новые варианты, даже без участия воспитателей и родителей. Если материала до­статочно и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Пластилин — универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Лепка обогащает ребенка не только в художественном и творческом плане, но и влияет на его общее развитие:

—           повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);

—           развивает общую ручную умелость, мелкую моторику рук (к тому же синхронизирует работу обеих рук), а также пространственное мышление и воображение;

—           подготавливает руку к письму;

—           формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Много лет я работаю в изо­студии «Радуга», занимаюсь с детьми старшего возраста пластилиновой живописью. Этот вид деятельности дает огромный простор для фантазии художника: от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит не­обыкновенно свежо, сочно и богато. А чтобы работы получались более яркими, объемными, мы используем прием оживки.

Оживка — выделение некоторых предметов по контуру: жгутиками, веревочками, шариками. Детям нравится отщипывать маленькие кусочки и скатывать из них шарики. Так появился новый замысел — создать из разноцветных шариков пластилиновую мозаику. Есть же пласт­массовая мозаика, так почему бы не быть пластилиновой.

Сначала сама апробировала этот способ работы с пластилином. На листе картона рисовала контур предмета или приклеивала разные изображения. От большого куска пластилина отщипывала маленькие кусочки. Раскатывала их между пальцами, придавая им форму шариков, и вы­кладывала шарики по контуру предмета. Затем заполняла ими изображение внутри контура. Получались красивые картины.

Это занятие очень увлекло меня, и в изостудии я показала детям такой прием лепки. Пластилиновая мозаика им тоже очень понравилась.

Мозаика из пластилина —

Это не мечта,

А очень увлекательная

Детская игра.

Из пластилина шарики

Нам весело лепить,

Потом в картины сказочные

Их можно превратить.

В одной картине можно использовать разноцветный пластилин. Для получения разнообразных оттенков можно смешивать его кусочки, тогда работы будут более красочные и яркие.

На занятиях дети узнали два способа создания образа: контурный и силуэтный.

Контурный — выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру или представлению.

Силуэтный — сначала выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру, затем заполнение всего силуэта пластилиновой мозаикой.

Эти работы более сложные, но интересные. Надо правильно подобрать цвет элементов изображаемого сюжета.

Работа по созданию пластилиновых картин проходит в несколько этапов.

1. Подготовить скатерть, разноцветный пластилин, основу будущей картины (картон 15Ѕ15 см или побольше), простой карандаш, ластик. Еще нам, конечно, понадобится интересная идея для будущего пластилинового рисунка. Где ее взять? Можно нарисовать контур предмета или обвести по трафарету. Если не получается придумать — можно позаимствовать из раскраски, детской книжки, журнала.

2. Рисунок выбран. Теперь его надо перенести с помощью карандаша на картон или приклеить изображение. Тогда ребенку будет легче ровно крепить шарики на основу.

3. Теперь, собственно, и начинается процесс лепки. По нашему опыту начинать лучше с контура предмета. Затем выбирать часть рисунка, с которой начнем лепить. Выбрать пластилин нужного цвета, отщипнуть кусочек, скатать маленький шарик и за­крепить его на картоне. И так до тех пор, пока вся выбранная часть не заполнится шариками.

4. Продолжаем заполнять основу шариками по карандашному рисунку. Мозаика появляется прямо на глазах.

Непосредственно в процессе лепки объясняю детям, что мозаика — это рисунок, состоящий из маленьких кусочков.

И вот работа готова. Много удовольствия и радости приносит детям такое занятие. Эту работу можно сочетать с пластилиновой живописью: лист картона покрыть пластилином. Отщипнуть от большого куска маленькие кусочки нужного цвета и большим пальцем размазать по всему листу картона. Также можно смешивать разноцветный пластилин для получения радужного листа. После того как лист картона покрыт пластилином, шариками выложить изображение.

Каждый раз вместе с детьми мы придумываем новые сюжеты и создаем картины из пластилиновой мозаики. Дети очень рады результатам своего творчества.

Современный пластилин по своему качеству может различаться очень широко. Есть более плотные сорта, а есть и наоборот, мягкие, нежные, легко плавящие­ся, такие как флуоресцентный и медовый. Такой пластилин мы используем в своих работах.

В своей изостудии дети в подарок родителям к Новому году, 8 Марта создали поделки из пластилиновой мозаики. Им очень понравилось наше искусство. Многие дома стали делать картины из пластилиновой мозаики. Сотни маленьких разноцветных пластилиновых комочков, приклеенных на картон, превращаются в симпатичные картинки.

Эта работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста, хотя начинать ее можно в самом раннем детстве.

Давно известно, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому работа с пластилиновой мозаикой всесторонне развивает детей: их мышление, воображение, чувство прекрасного. Они учатся экспериментировать с пластилином, узнавать его свойства (мягкий, лепится, вдавливается), получать новые оттенки, смешивая разные цвета.

Кроме того, эти занятия чрезвычайно полезны для развития мелкой моторики рук, а следовательно, для умственного развития, развития речи и подготовки пальцев к письму.

Для рисования пластилином, занятий пластилиновой мозаикой нет ограничений. Все зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. С помощью пластилина появляются не­обыкновенные волшебные пейзажи, сюжеты, натюрморты и узнаваемые портреты. Эти «сочинения» пронизаны теплом рук художников, их создававших, и, может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Прочитано 1854 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868