Развитие игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Зверева О.Л.,

канд. пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;

Дронь Д.С.,

бакалавр педагогики, Москва

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы по проблеме развития игрового творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх. Представлены взгляды психологов и исследователей на детскую игру и творчество. Выделены компоненты игрового творчества. Приведены примеры из наблюдений за проявлением творчества детьми в игре.

Ключевые слова. Развитие творчества, старшие дошкольники, сюжетно-ролевая игра.

Основной мотив игры — потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. К.Д. Ушинский справедливо считал, что для дошкольника игра служит более интересной действительностью, нежели действительность, которая ребенка окружает. По мнению Д.Б. Эльконина, ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [6].

Игра выступает важным средством развития творчества. Согласно суждению Л.С. Выготского, творческая деятельность — это такая деятельность человека, которая создает нечто новое. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. <...> Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей» [2].

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребенка. Играя, он отступает от знакомых и привычных способов проявления окружающего мира, экспериментирует, внося в процесс что-то новое для себя и окружающих. Игровое творчество — проявление у детей самостоятельности в игре, когда они выступают инициаторами — сами придумывают сюжет, распределяют роли, партнеров по игре, выбирают игрушки для нее.

«Игра ребенка, — отмечал Л.С. Выготский, — не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [2].

Л.С. Выготский говорил о необходимости расширять опыт ребенка для развития его творческой деятельности. Он писал, что чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

Л.И. Божович отмечает, что основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной игровой среде [1]. «Игра только тогда способствует разностороннему воспитанию ребенка, — подчеркивает Е.В. Зворыгина, — когда формируется педагогом с раннего возраста как самостоятельная творческая деятельность...» [4].

Опираясь на исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.В. Менджерицкой, представим обобщенно компоненты игрового творчества:

— умение ребенка обдуманно выбирать игру, ставить цель, определять роли и задачи;

— способность к устойчивости замысла игры, его реализации в ней, длительная перспектива игры;

— комбинирование в игре разных событий (новые впечатления включаются в старые игры);

— развитие, обогащение задуманного сюжета;

—плановость, согласованность действий в длительных играх в сочетании с импровизацией;

— наличие воображаемой ситуации;

— использование невербальных средств;

— умение подражать действиям, передавать переживания и чувства;

— использовать игрушки, предметы-заместители.

Приведем примеры наблюдений за играми детей с целью выявления уровней развития игрового творчества, основанных на описанных выше компонентах, послуживших критериями определения уровня развития игрового творчества.

«На площадке перед верандой Женя предложил Мише покататься на машине: ”Миш, давай я буду водителем, а ты пассажиром?” После небольших разногласий, Миша все-таки согласился, и они побежали к “машине”. Женя сел за руль, вставил воображаемый ключ (“чик-чик”) в замок зажигания, начал заводить мотор, озвучивая его рев. Едут они какое-то время, и тут Женя ударил себя по лбу и закричал: “Шины же поменять надо! Скорее на шиномонтаж!”. Миша говорит: ”Нам нужен навигатор!” Достает из кармана воображаемый навигатор и крепит его на приборную панель машины. Миша показывает пальцем по навигатору: “Смотри, мы сейчас здесь, а нам надо сюда”. Тут воспитатель спрашивает у мальчиков: “Почему руль бросили?” Миша закричал: ”Женя! Мы сейчас в дерево врежемся!” Женя хватает руль. Дети изображают эмоции страха и беспокойства... Приехали на шиномонтаж, Женя вышел из машины и начал менять колеса деревянной палочкой (шуруповертом), озвучивая предмет-заместитель. Сначала открутил колеса, потом попросил Мишу, чтобы он помог перетащить воображаемые колеса. Миша брал у Жени по колесу и изображал, как ему тяжело (вздыхал, кривился, вытирал пот со лба)».

Игра длилась в течение 35 мин. Данный пример свидетельствует о высоком уровне развития игрового творчества. Развивался сюжет, обогащался комбинированием событий, присутствовала импровизация на основе личных впечатлений, наблюдений за действиями взрослых; игровые действия разнообразны, использовались невербальные средства, создана воображаемая ситуация, использовались предметы-заместители и воображаемые предметы.

Следующий пример — наблюдение за детьми со средним уровнем развития игрового творчества: «Катя С. предложила Геле Р. поиграть в больницу: “Геля, поиграешь с нами в больницу? Ты будешь водителем скорой помощи, Маша К. будет лечить, а я буду говорить “Следующий!”. Катя С. расставила 4 стульчика по парам друг за другом, пятый стульчик впереди (водительское сиденье), посадила Гелю на передний стульчик и вручила ей игрушечный руль. Посадила пациентов на пассажирские сиденья.

Геля Р. начала изображать езду молча, затем “скорая” приехала к больнице. Маша С. взяла поролоновую палочку для бигуди (микрофон) и стала говорить: “Приехала “скорая”, примите пациентов!” Геля Р. привела к доктору пациента, но потом отвлеклась на другую более интересную игру и молча ушла. Девочки не придали этому значения. Маша К. незамедлительно приступила к лечению (действия были не особо разнообразными), когда пациент был вылечен, Катя С. сделала запись в записной книжке (ручка — пластмассовая заколка для волос, записная книжка — каталог с прическами), затем Маша С. говорила в микрофон: “Следующий!”» Игра длилась примерно 30 мин.

На этом примере мы видим, что в целом замысел игры устойчив, но Геля быстро ушла от замысла. Дети сами распределили роли, поставили цели, использовали невербальные средства, но скудно. Создание воображаемой ситуации наблюдалось со стороны Кати С., она была инициатором игры, использовала предметы-заместители.

Еще один пример — наблюдение за детьми с низким уровнем развития игрового творчества: «Варя лежала на ковре в игровой зоне, “просто отдыхала”. Юля была рядом, она увидела контейнер с набором доктора, молча взяла его и села рядом с Варей, чтобы ее лечить. Варя была не против. Потом Юля молча переключилась на лечение игрушек. Действия Юли исходили из своей роли, особого разнообразия действий не выявлено. Образности речи и использования невербальных средств не наблюдалось. Действия словами не сопровождались, Юля всю игру молчала, использовала реальные предметы. Игра длилась 10 мин, так как Юля в скором времени отвлеклась на другую деятельность».

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: детское игровое творчество само по себе не возникнет, его необходимо развивать на протяжении достаточно длительного времени средствами упорного и систематического труда со стороны взрослых, причем не только педагогов, но и родителей. Д.В. Менджерицкая убедительно доказывает, что игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, знаний, умений ребенка, его интересов, индивидуальных особенностей.

Игровое творчество будет протекать успешно при следующих условиях:

• Воспитание у детей склонности к подражанию, самостоятельности, активности в применении знаний и умений, формирование критического мышления, целенаправленности, содействие в развитии у ребенка инициативности и самостоятельности в игре.

Создание предметно-пространственной среды в группе. Д.В. Менджерицкая отмечала, что для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среда является одним из условий реализации образовательной программы [7]. Е.В. Зворыгина в аспекте комплексного метода руководства игрой выделяет педагогическую организацию предметно-игровой среды, ее своевременное изменение с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Подбор игрушек и игрового материала, разнообразного по тематике и образному решению, помогает восстанавливать в памяти ребенка недавние впечатления, побуждает к самостоятельной игре [4].

• Безусловно, велика роль воспитателя, который играет с детьми, педагогически обоснованно руководит играми детей. Важное условие развития детского игрового творчества — организация взаимодействия педагога с детьми в предметно-игровой среде, создание проблемных ситуаций.

Создание педагогических условий для развития творческих возможностей детей и обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности способствует развитию творчества.

Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
3. Зверева О.Л. Предметно-игровая среда как условие развития игрового творчества у детей // Детский сад: теория и практика. 2017. № 6. С. 48—56
4. Зворыгина Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре // Воспитание детей в игре / Науч. ред. В.М. Иванова. М., 1993. С. 1—22.
5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада. М., 2013.
6. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры // Дошкольное воспитание. 2008. № 8. С. 17—23.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

 

Прочитано 983 раз
Оцените материал
(7 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868