Логопед №2/2016

Содержание

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • ГБОУ СОШ № 329, г. Жуковский Московской обл.
    • ГБОУ СОШ № 1485, Москва
    • ГБОУ «Школа № 875», Москва
    • ГБУ ПНИ № 26, Москва
    • ГБУ ЦССВ «Радуга», Москва
    • ДДИ для умственно отсталых детей «Южное Бутово», Москва
    • ДО № 1035 ГБОУ СОШ № 922, Москва
    • Кафедра психологии и педагогики ДТСЗСН, Москва
    • МАДОУ д/с № 1 «Солнышко», г. Нягань Тюменской обл., ХМАО — Югра
    • МАДОУ д/с № 4 «Искорка», г. Реж Свердловской обл.
    • МАДОУ д/с № 29 «Золушка», г. Губкин Белгородской обл.
    • МАДОУ ЦРР — д/с № 28 «Журавлик», г. Губкин Белгородской обл.
    • МАОУ «Прогимназия № 81», г. Сыктывкар, Республика Коми
    • МБДОУ д/с № 8 «Рябинка», г. Таштагол Кемеровской обл.
    • МБДОУ д/с № 14 «Колокольчик», г. Чайковский Пермского края
    • МБДОУ д/с № 19, г. Канаш, Чувашская Республика
    • МБДОУ д/с № 32, г. Владимир
    • МБДОУ д/с № 138 «Песенка», г. Брянск
    • МБДОУ д/с № 163, пос. Колосистый Краснодарского края
    • МБДОУ д/с «Аленушка», раб. пос. Солнечный Солнечного р-на Хабаровского края
    • МБДОУ ЦРР — д/с № 6, пос. Вохтога Вологодской обл.
    • МДОУ ЦРР — д/с № 125, г. Владимир
    • МКДОУ д/с № 46, г. Саров Нижегородской обл.
    • СП ДО № 4 ГБОУ «Школа “Спектр”», Москва

    Авторы:

    • Анисимова Елена Васильевна
    • Борбикова Мальвина Александровна
    • Быкова Ирина Владимировна
    • Дивакова Наталья Александровна
    • Ермаченков Александр Владимирович
    • Жолка Юлия Николаевна
    • Исаева Татьяна Викторовна
    • Кадочникова Наталья Константиновна
    • Капустина Ксения Викторовна
    • Каушкаль Ольга Николаевна
    • Кононова Софья Игоревна
    • Королева Наталья Владимировна
    • Краюшкина Иванна Александровна
    • Кузьмина Ольга Евгеньевна
    • Куликова Елена Владимировна
    • Мамонтова Людмила Николаевна
    • Миронова Лариса Геннадьевна
    • Помогаева Надежда Анатольевна
    • Попова Наталья Ивановна
    • Селютина Ирина Семеновна
    • Соколова Наталья Алексеевна
    • Танцюра Снежана Юрьевна
    • Терещенко Светлана Исаковна
    • Тисовская Юлия Александровна
    • Черкашина Юлия Александровна
    • Черненко Лариса Яковлевна
    • Юркова Екатерина Георгиевна
    • Яковлева Ирина Кимовна

Колонка главного редактора

Мастер-класс

Исследования

  • Тисовская Ю.А., Соколова Н.А. Вестибулярные пластинки в коррекции фонетической стороны речи

    Работа над звукопроизношением включает ряд этапов: подготовительный период, вызывание звука, закрепление правильного произношения, дифференциацию с другими фонемами родного языка.

    Значительно оптимизирует процесс овладения звуковой культурой речи использование зондов и вестибулярной пластинки (фото 1, в журнале). На подготовительном этапе с помощью вестибулярной пластинки можно качественно и в короткие сроки сформировать точные движения органов артикуляционного аппарата, выработать базовую для фонемы воздушную струю нужной направленности и силы. На этапе формирования фонемы она позволяет закрепить артикуляционную позу, уточнить произношение изолированного звука.

  • Ермаченков А.В. Социальная адаптация и интеграция лиц с ОВЗ средствами физической культуры

    В современном обществе более 1 млрд человек (около 15% населения мира) — инвалиды, из них почти 200 млн испытывают серьезные трудности в жизнедеятельности.

    Вынужденный дефицит двигательной активности, недостаток общения, ограниченность территории — причины снижения функциональных возможностей организма и, как следствие, сокращения продолжительности жизни людей с ОВЗ. Поэтому в системе мер социальной помощи людям этой категории все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективные из них — реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Новые формы работы

  • Черкашина Ю.А. В гости к весне. Занятие для старших дошкольников с ОНР

    Цель: формирование лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

  • Танцюра С.Ю. Проектирование индивидуальной образовательной программы для ДОО и школы

    Инклюзивное, или включенное, образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) садах (ДОО) и школах. В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности, сделан акцент на разработку индивидуальной образовательной программы (ИОП).

    Этапы индивидуальной образовательной программы

    1. Подготовительный: определение категории детей с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, подбор методического оснащения.
    2. Основной: организация и механизм реализации работы, описание специальных требований к программе.
    3. Заключительный: доработка программы, обсуждение всеми специалистами.

    Концепция программы построена на модели социализации ребенка с ОВЗ, его педагогической поддержки в образовательном пространстве. Дети осваивают ранее недоступные им способы коммуникации с другими людьми; становятся менее отгороженными, более направленными на социальную жизнь.

  • Миронова Л.Г., Королева Н.В. Весенний калейдоскоп. Занятие с детьми 5—6 лет с использованием педагогических технологий

    Речь — средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства.

    Таким образом, помимо традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание нужно уделять развитию диалогической речи дошкольников.

    Авторы статьи активно ищут новые формы организации образовательно-воспитательного процесса, отвечающие современным требованиям, используют различные педагогические технологии. Предлагаем вам ознакомиться с данным опытом.

Предлагаем обсудить

  • Попова Н.И. Гласные звуки в гостях у сказки. Занятие по обучению грамоте детей с нарушениями ОДА

    Задачи:

    • уточнять и закреплять понятие «гласный звук»;
    • закреплять навыки анализа и синтеза сочетаний из 2—3 гласных звуков, умение выделять ударный гласный в односложных словах;
    • упражнять в соотнесении звука и его символа;
    • совершенствовать навыки координации движений и речи;
    • развивать фонематическое восприятие, внимание и память;
    • формировать умение работать в коллективе.

Методическая гостиная

  • Куликова Е.В. Важные профессии. Творческо-исследовательский проект для детей 5—7 лет

    У многих старших дошкольников словообразовательные навыки и словарный запас не соответствуют возрасту. Данный проект, направленный на совершенствование устной речи будущих школьников, объединяет и систематизирует различные игры, упражнения, виды деятельности, лексический материал, позволяющие сформировать представления о многообразии профессий и развить речевые умения.

    Детям не хватает живого общения для своевременного формирования у них всех речевых компонентов. Внимание дошкольников к речи снижено. Живое общение заменяется просмотром мульт­фильмов, компьютерными играми. В ходе обследования устной речи старших дошкольников у большинства наблюдаются несформированность словообразовательных навыков, ограниченность словарного запаса.

  • Быкова И.В. Третьяковская галерея с «начинкой». Занятие-экскурсия для детей 4—5 лет

    В статье отражены задачи и основные направления интеграции образовательных областей: речевого и художественно-эстетического развития с учетом федеральных государственных образовательных стандартов. Выделены способы повышения мотивации дошкольников к пересказу в процессе театрализованной деятельности вместе со взрослым. Материалом для данной статьи послужил многолетний опыт коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.

    Продуктивное совмещение различных видов работы с использованием интеграционного подхода в рамках целенаправленной коррекционно-образовательной деятельности дошкольников — очень актуальное направление на сегодняшний день. Обобщив опыт работы по данной теме, мы предлагаем свои практические разработки — интегративную деятельность по речевому и художественно-эстетическому развитию детей.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Исаева Т.В. Дифференциация звуков (л), (л’), (р), (р’). Занятие для детей 6—7 лет

    Цель: формирование навыка дифференциации звуков [л], [л’], [р], [р’] в словах и предложениях.

  • Дивакова Н.А. Знакомство с весной. Занятие по развитию связной речи с детьми 6—7 лет с ОНР

    Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

  • Каушкаль О.Н., Жолка Ю.Н., Помогаева Н.А. День рождения Бабушки Пчелы. Занятие для детей 4—5 лет

    Представляем вашему вниманию опыт организации интегрированного логопедического занятия на свежем воздухе в процессе игровой деятельности с песком.

    Педагог рассказывает сказку, дети из предлагаемого природного и специального подготовленного материала выполняют постройки, а затем раскрывают содержание сказки. Может быть и другая форма проведения: воспитанники после постройки из песка сами сочиняют сказку.

Досуги и развлечения

  • Юркова Е.Г. Трудный звук — детям друг! Логопедический проект для старших дошкольников

    Проект «Трудный звук, будь детям друг!», разработанный в соответствии с ФГОС ДО и рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста, предполагает создание детско-родительских проектов. Он требует совместной работы педагога, детей и родителей над автоматизацией поставленных звуков в речи детей; предназначен для педагогов детских садов и начальной школы; поможет начинающим педагогам в написании собственных проектов.

  • Капустина К.В. Мы идем сегодня в цирк. Открытое занятие для старших дошкольников

    Цель: автоматизация звука [р] в словах и чистоговорках.

Игры и оборудование

  • Борбикова М.А. День рождения Рычалочки. Пособие по автоматизации звука (р) для старших дошкольников

    Сейчас обучение и воспитание детей все больше требует от педагога формирования у них должной мотивации. Чтобы сделать процесс обучения и развития интересным и конструктивным, учителя-логопеды ДОО широко применяют в своей практике различные дидактические пособия, в том числе авторские.

    На протяжении всего процесса автоматизации и дифференциации звуков учитель-логопед детского сада «Аленушка», (раб. пос. Солнечный Солнечного р-на Хабаровского края), использует наглядную модель «Звучалочки», представляющую собой одушевленные образы «трудных» звуков: Гуделочка, Рычалочка, Шипелочка, Жужжалочка, Свистелочка, Звенелочка.

  • Кадочникова Н.К. Путешествие пальчиков. Универсальное пособие

    В процессе обучения детей с речевыми нарушениями должны быть задействованы все основные сенсорные системы ребенка: визуальная, аудиальная и кинестетическая. Универсальное пособие «Путешествие пальчиков» позволяет разнообразить логопедические занятия, проводить коррекцию речевых недостатков и одновременно развивать мелкую моторику. Его можно применять в работе с детьми разных возраста и уровня развития в зависимости от поставленных задач.

  • Мамонтова Л.Н. Логопедическая змейка. Дидактическое пособие для детей 5—6 лет

    Игра — ведущая деятельность дошкольника. Эмоциональная вовлеченность ребенка в процесс игры позволяет значительно повысить усвоение материала. В игровой форме повторяющиеся логопедические упражнения становятся увлекательным занятием.

    Занятия с использованием пособия «Логопедическая змейка» создают мотивацию речевой ситуации, повышают интерес детей, развивают координацию движений с речью. Это пособие дает возможность отработать многократное повторение различных типов слогов в сюжетной игре с героем-помощником — сказочной змейкой Шушей.

Взаимодействие с семьей

  • Черненко Л.Я. Путешествие по Океану знаний. Занятие в подготовительной к школе группе совместно с родителями

    Главные задачи ДОО — подготовка детей к школе (руки к письму), в частности, к обучению первоначальному чтению, грамоте, т.е. развитие фонематических процессов, печатанию букв, развитию речи.

    Вашему вниманию мы представляем конспект занятия в подготовительной к школе группе (для детей с нарушениями речи). На это занятие приглашаются, как правило, родители и учителя начальных классов.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Кононова С.И. Особенности формирования графомоторных навыков у детей с выраженными нарушениями интеллекта

    В данной статье мы будем говорить о совершенствовании мелкой моторики и формировании графомоторных навыков, умении ориентироваться на ограниченной поверхности (альбомный лист, страница тетради и т.п.) у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Актуально

Молодому логопеду

  • Селютина И.С. Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ДЦП группы компенсирующей направленности

    Главная цель составления индивидуальной программы сопровождения — удовлетворение особых образовательных потребностей, направленных на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Индивидуальная программа сопровождения (ИПС) представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и его родителями. Содержательный компонент ИПС индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка, потенциальных возможностей.

Секреты профессии

  • Анисимова Е.В. Волшебная Страна будущих первоклассников. Занятие в подготовительной к школе группе

    Задачи

    Коррекционно-образовательные:

    • закреплять знания о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении);
    • упражнять в звуковом анализе слов, в чтении слогов, слов;
    • совершенствовать звукобуквенный анализ слов, навык составления дву- и трехсложных слов из слогов;
    • формировать навыки структурно-семантического анализа и синтеза предложения из трех слов, письма слов.

    Коррекционно-развивающие:

    • развивать слуховое внимание, зрительную память, мышление;
    • вырабатывать четкие координированные движения во взаи­мосвязи с речью.

    Коррекционно-воспитательные:

    • совершенствовать умение работать в паре;
    • формировать навыки доброжелательности.

Это интересно!

  • Яковлева И.К., Кузьмина О.Е. Загадки Цветика-разноцветика. Игра-путешествие для старших дошкольников

    Известная методическая формула «цель — средство — результат» работает, лишь когда педагог стремится обучать детей в деятельности. Только в этом случае можно достичь того уровня развития ребенка, который максимально соответствует его возможностям.

    Именно системно-деятельный подход обеспечивает получение знаний детьми через практическую работу с использованием такой формы, как опытно-экспериментальная.

    Любое занятие может стать площадкой для деятельности. Педагог должен строить образовательный процесс таким образом, чтобы дети выступали активными участниками этого процесса и самостоятельно добывали знания.

    «Особым» детям необходимо все попробовать сделать своими руками. Как гласит известная китайская мудрость: «То, что я услышал — я забыл. То, что я увидел — я помню. То, что я сделал — я знаю».

    При создании педагогом проблемной ситуации ребенок выдвигает различные гипотезы, экспериментальная деятельность развивает наблюдательность и пытливость ума, а умение изобретать помогает находить нестандартные решения в трудных жизненных ситуациях.

Добрые странички

  • Краюшкина И.А. Занятия с использованием пальчиковых кукол в практике логопеда

    После успешного завершения работы по постановке и автоматизации звуков наступает этап их дифференциации. Задача логопеда — постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам. Диалогическая речь — яркое проявление коммуникативной функции языка. Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения; крат­ковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

    В своей практике работу по дифференциации звуков в связной речи мы также начинаем с диалога. С целью повышения мотивации и активизации речевой деятельности детей используются элементы театрализованной деятельности, а именно разыгрывание коротких логопедических этюдов с пальчиковыми куклами (3—6 шт.). Многочисленные персонажи сценок изготовляются детьми вместе с родителями, они сами могут сшить пальчиковые куклы, например, из старых перчаток, кусочков меха, пришивая разные детали (пуговицы — глаза, хвост — шнурок). Когда дети делают куклы вместе с родителями, они охотно и активно играют роли. В конце этюдов можно предложить нарисовать героев в альбоме. Дети могут о них рассказать, автоматизируя сложные звуки.

  • Терещенко С.И. Дом, в котором мы живем... Из опыта работы

    Во многих средствах массовой информации, на телевидении и радио, довольно часто поднимается проблема семейных форм воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Как строить с ними отношения? Что делать, чтобы вернуть им детство? Какие люди должны окружать этих детей, чтобы их обез­доленность не стала причиной сломанной судьбы в будущем?

Знаете ли вы? 

  • Понятие «образовательная программа общеобразовательного учреждения»

    В образовательной программе представлены цель учебного процесса, тематический, учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения. Это нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата; индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

    В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливаются место и ее значение в системе образования. Она определяет уровень документа об образовании, или уровень образованности личности.

    Образовательная программа — это нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.

    Источник: www.prof-teacher.ru

  • Проектирование образовательной программы

    Образовательная программа имеет определенную структуру.

    Титульный лист включает в себя наименование учреждения, назначение и адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения), срок ее реализации, гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем психолого-медико-педагогического консилиума (при необходимости).

    В пояснительной записке даются сведения о ребенке (возраст, группа, социальное окружение, интересы, ожидания родителей; диагноз), его психолого-педагогическая характеристика с перечнями сформированных и не сформированных в должной мере умений и навыков.

    Программа включает и индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

    Содержание программы. Образовательный компонент включает содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Он является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

    В рамках коррекционного компонента излагаются направления, приемы, методы и формы коррекционной работы с воспитанниками. В коррекционный блок входят разделы специалистов ДОО: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя.

    Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ, а также с родителями.

    Заключение и рекомендации. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения.

    Источник: www.dohcolonoc.ru

  • Адаптированные программы для детей с ОВЗ

    В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Для детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами).

    Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ следует разрабатывать с учетом особенностей их развития и возможностей. При необходимости они должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

    Источник: www.ug.ru

  • Рекомендации при общении с детьми с ЗПР в условиях инклюзивной формы обучения

    Дети с задержкой психического развития (ЗПР) воспринимают новую информацию дольше, чем другие. Для облегчения этого процесса необходимо создать определенные педагогические условия.

    • Сложную инструкцию нужно разбить на части. Излагать новый материал следует «по шагам». Можно использовать иллюстрации. Также целесообразно повторить материал несколько раз.
    • Развивая произвольное внимание, необходимо широко использовать приемы его активизации: сюрпризные моменты, разные игровые приемы. Учите ребенка распределять внимание.
    • Когда дается новое задание, нужно попросить ребенка повторить инструкцию. Надо похвалить его, если он ответил правильно.
    • Нужно давать ребенку время на обдумывание, рассматривание картинки. Необходимо активизировать ребенка (например, привлекать внимание, вместе изучать картинку).
    • Надо учить ребенка ориентироваться в пространстве, в книге.
    • Нужно вовлекать ребенка с ЗПР в постепенное общение со сверстниками, коллективные мероприятия.

    Материал М.В. Васиной

  • Рекомендации при общении с детьми с нарушением речи в условиях инклюзивной формы обучения

    • Проверьте, пожалуйста, понимает ли ребенок ваши инструкции.
    • Для «погружения» ребенка в процесс восприятия и понимания речи и формирования собственной речи важно научить его концентрировать внимание. Ребенку нужно видеть лицо педагога (глаза, губы). Можно использовать инструкции: «Посмотри на меня», «Посмотри на мои губы».
    • Продумайте серию вопросов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает ответы: «да», «нет», затем вопросы усложняются — даются в виде тестов.
    • Используйте физкультминутки для развития речевого дыхания, мелкой моторики (пальчиковые игры).
    • Эффективен метод сопряженной речи.
    • Нужно использовать невербальные средства общения (жестов, мимики, интонации). Мы предлагаем вводить на занятиях пиктограммы, символы, которые помогут осуществить высказывание ребенка, и он сможет сообщить о своих потребностях.

    Материал С.Ю. Танцюры

Говорят дети

  • О сверстниках с ОВЗ

    Я хожу в школу, учусь в 1-м классе. У нас в классе есть мальчик Ваня, он плохо ходит. Его водит в школу мама. Ваня старается, он знает много стихов. Мы с ним дружим. Жалко, что Ваня не ходит с нами на физкультуру, но он с нами ходит в театральный кружок. И еще он много знает о лошадях. Дима, 7,5 лет, о Ване с ДЦП

    Я хожу в детский сад. У нас есть мальчик, который плохо говорит, он приходит в сад. Мальчика зовут Алеша. Алеша добрый, его любят воспитатели. Мы тоже дружим с Алешей. Оксана, 6 лет, об Алеше с тяжелыми нарушениями речи

Книжная полка 

Как подписаться 

Анонс 

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

 

  • Журнал: Логопед
  • Год: 2016
  • Номер: 2
Прочитано 3498 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Связаться с нами можно:

  • Адрес:  г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
  • Тел: (495) 656-70-33
  • Email: site@tc-sfera.ru
  • Email: sfera@tc-sfera.ru

ОГРН/ИНН приема платежей:

305770001518770 / 771600369268

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868

white black paw