Тема номера: Художественное слово в развитии речи
Содержание
Колонка главного редактора
Танцюра С.Ю. Художественное слово в работе с детьми
Исследования
Кривоспицкая О.Н. Предупреждение нарушений пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья затрагивает проблему формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Актуальность работы обусловлена тем, что несформированность пространственных представлений у детей с ОНР ограничивает их коммуникативные и познавательные возможности, затрудняет усвоение знаний и препятствует успешному обучению в школе. Автор подчеркивает, что существует тесная взаимосвязь между развитием речи и формированием пространственных представлений. Недостаточность последних напрямую влияет на восприятие и воспроизведение последовательности элементов слова, что затрудняет овладение чтением, письмом и счетом.
Петрова В.Н. Проблемы восприятия и понимания текстов художественной литературы дошкольниками с ТНР
В статье рассматриваются теоретические аспекты восприятия и понимания текстов художественной литературы детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Раскрываются психолого-педагогические основы восприятия художественного текста, особенности его понимания детьми с ТНР, а также роль художественной литературы в коррекционной работе. Предложены методы и приемы логопедической работы, направленные на развитие речевых и когнитивных навыков у данной категории детей.
Новые формы работы
Беликова А.С. Использование игровой технологии в речевом развитии детей раннего возраста с ЗРР
В статье рассматривается актуальность проблемы развития правильной речи у детей с задержкой речевого развития (ЗРР). Речь выступает ключевым инструментом познания мира, выражения потребностей и эмоционального состояния ребенка. Особое внимание уделяется возрастному периоду 2–3 года — времени интенсивного развития активной речи. Автор подчеркивает необходимость целенаправленной работы по обогащению словарного запаса и развитию речевой активности дошкольников. В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению числа детей с низкой речевой активностью. В связи с этим обосновывается необходимость создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития через игровые методы обучения. В статье раскрываются цели и задачи игровой технологии, особое внимание уделяется использованию устного народного творчества и народных игр как эффективного средства развития речи. Описаны различные виды игровых технологий: хороводные игры, игры-потешки, звукоподражательные игры, игры с предметными картинками. В результате систематического применения игровой технологии создается фундамент психофизического благополучия ребенка, повышается его речевая активность и стремление к общению, что определяет успешность общего развития в дошкольный период.
Архипова М.Е., Воробьева И.Н., Рычагова Е.С. Приобщение к устному народному творчеству детей раннего возраста. Материнский фольклор
В статье рассматривается роль фольклора как особой формы устного народного творчества в развитии детей раннего возраста. Поэзия представлена колыбельными песнями, потешками, небылицами, сказками и загадками, которые формируют у ребенка целостное мировосприятие и систему основных жизненных координат. Авторы описывают опыт проведения интегрированных занятий с детьми раннего возраста в ДОО. Занятия построены с учетом индивидуальных особенностей и адаптационных возможностей детей. Особое внимание уделяется взаимодействию семьи и ДОО в процессе приобщения детей к народному творчеству. В ходе исследования выявлено, что колыбельные песни, являясь наиболее эстетически совершенным жанром материнского фольклора, недостаточно используются в современной практике семейного воспитания.
Предлагаем обсудить
Кретинина Ю.К., Рабина ЕФ. Сформированность речи как компонент готовности к школьному обучению
В статье рассматриваются базовые компоненты, составляющие речевую готовность детей, поступающих в первый класс, а также приводится перечень ошибок, возникающих вследствие несформированности выделенных умений, представлены статистические данные ПМПК о детях с речевыми нарушениями на момент поступления в школу.
Сычева С.В., Микрюкова Ю.Н. Взаимодействие специалистов в образовательной системе коррекционной направленности
В статье представлено взаимодействие всех специалистов ДОО, участников коррекционно-образовательного процесса в группах, где обучаются дети с ТНР. Статья носит практико-ориентированный характер, в ней приводятся практические примеры организации деятельности с детьми с ТНР.
Методическая гостиная
Потемкина Н.А., Минаева Н.В. Мой любимый город. Развивающее занятие в старшей группе
Представленное совместное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога, направлено на формирование коммуникативных способностей детей с речевыми нарушениями. Занятие рассчитано на старший дошкольный возраст.
Приглашаем на занятие
Васильева Е.С. Золотая осень
В статье представлен сценарий фронтального занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на развитие умения составлять небольшие по объему предложения, активизировать и развивать словарный запас по теме.
Мануилова Т.А. Моя Родина — Россия
В статье представлено логопедическое занятие по патриотическому воспитанию для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дети с ТНР часто испытывают трудности с пониманием сложных абстрактных понятий, построением фраз и обобщением информации. Поэтому в занятии максимально использовался наглядный, интерактивный материал и адаптированные под речевые возможности воспитанников методы и приемы.
Досуги и развлечения
Кучава О.П., Хожайнова А.В. Речевой досуг «Путешествие на буквенные острова» для детей 6–7 лет
В статье представлен речевой досуг для детей 6–7 лет c речевыми нарушениями, направленный на закрепление навыков и умений, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Игры и оборудование
Самойленко А.О. Что делать, если ребенок не говорит?
Статья посвящена актуальной проблеме задержки речевого развития у детей. Автор предлагает практические инструменты ее решения. Основной акцент сделан на игровых методиках стимулирования речи через развитие моторики, артикуляции, дыхания, звукоподражания и слоговой структуры. Автор формулирует ключевые правила индивидуальной работы с детьми, подробно описывает игры, адаптированные для домашнего использования и занятий с логопедом, а также дает рекомендации по их применению.
Взаимодействие с семьей
Никитина Е.А. «Нескучная социализация. И я так смогу»
В статье представлен социально-логопедический проект, направленный на привитие навыков самообслуживания и коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.
Галкина А.А., Тявина Л.А. Взаимодействие семьи и специалистов ДОО на мероприятии для детей раннего возраста с ОВЗ
Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований. Как построить процесс взаимодействия родителей детей, только поступивших в образовательную организацию? А если у ребенка уже выявлены особенности в развитии? Как настроить родителей на близкое творческое общение с педагогами? В этом вопросе поможет организация совместных открытых праздничных мероприятий. В статье представлено взаимодействие специалистов и родителей во время семейного праздника.
Молодому логопеду
Жукова М.А. Нейропособия для коррекции речевых нарушений и развития когнитивных функций у детей
В данной статье рассмотрена роль нейропособий в логопедической практике, какие методики наиболее эффективны, а также причины их популярности на примере книг серии «Нейро» учителя-логопеда и специалиста в области патологии речи и нейрореабилитации Жуковой Марии Александровны.
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"