Сегодня в гостях журнала «Логопед» логопеды Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Семь-Я» — Виктория Викторовна Панкина и Марина Александровна Васьковская.
Цель работы команды ЦСПР «Мой особый семейный центр “Семь-Я”» — научить родителей и всех людей, окружающих особенного ребенка, видеть не его ограничения и его диагноз, а перспективу развития. И тогда с помощью самых близких ему людей у маленького человека появляется возможность организовать и преобразовать свой жизненный мир.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ваш вклад в будущее детей бесценен. Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями, своим опытом работы с детьми с ТМНР.
Марина Александровна, первый вопрос к Вам. Где найти поддержку и ресурсы родителей, воспитывающих ребенка с ТМНР?
Ресурсы родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), включают в себя несколько ключевых аспектов:
— знания и информацию: родители могут получить доступ к информации о состоянии своего ребенка через книги, онлайн-ресурсы, вебинары и консультации с медицинскими и образовательными специалистами;
— поддержку специалистов: регулярные консультации с врачами, логопедами, психологами, дефектологами и другими специалистами помогают родителям лучше понимать потребности ребенка и разрабатывать эффективные стратегии ухода и обучения;
— социальные и общественные службы: родители могут воспользоваться поддержкой различных социальных служб, предоставляющих услуги по реабилитации, инклюзивному образованию и социальному сопровождению;
— группы поддержки и сообщества: участие в группах поддержки и сообществах для родителей детей с ТМНР предоставляет возможность обмениваться опытом, получать моральную поддержку и практические советы;
— финансовую помощь: государственные программы, благотворительные организации и фонды могут предоставлять финансовую поддержку для лечения, реабилитации и образования детей с ТМНР;
— образовательные программы и курсы: участие в специализированных курсах и тренингах позволяет научиться эффективным методам воспитания и ухода за ребенком;
— технологические и вспомогательные средства: использование специализированного оборудования, программного обеспечения и других вспомогательных технологий помогает улучшить качество жизни и обучения ребенка.
Эти ресурсы помогают родителям организовать всестороннюю поддержку и уход за своими детьми, способствуют улучшению их качества жизни и содействуют их интеграции в общество.
Виктория Викторовна, теперь вопрос к Вам: какие эффективные формы работы с родителями Вы реализуете?
В практике нашего семейного центра применяется система «Макатон» — высокоэффективный метод для улучшения коммуникативных навыков детей с ТМНР. Родители осваивают основы жестов и символов данной системы, что критично для создания поддерживающей среды, где ребенок может легко выражать свои потребности и эмоции.
Обучение родителей системе проводится в индивидуальной форме и на групповых занятиях. Персонализированный подход позволяет адаптировать обучение под конкретные потребности. Индивидуальные консультации дают возможность глубже изучить потребности каждой семьи. Эти консультации также позволяют родителям задать вопросы и получить прямую обратную связь от логопеда.
Групповые занятия, в свою очередь, способствуют обмену опытом между родителями, сталкивающимися с похожими ситуациями. Создание поддерживающей среды, где участники могут делиться своими успехами и трудностями, помогает находить новые подходы и решения. Например, я использую групповые занятия для демонстрации различных техник и проведения практических упражнений, что помогает родителям уверенно применять получение знания в повседневной жизни.
Марина Александровна, Ваш проект театрализованной деятельности также построен на системе «Макатон», имеет успех среди воспитанников и сотрудников, расскажите об этом.
Показ сказок с использованием жестов и символов системы «Макатон» для особенных детей начинается с тщательной подготовки. Выбирается сказка, подходящая по содержанию и сложности для детей с ТМНР, при этом предпочтение отдается простым и знакомым сюжетам. Текст сказки адаптируется, чтобы его можно было сопровождать жестами и символами. Перед началом показа проводится обучение детей, родителей и сотрудников основам системы и конкретным жестам, которые будут использоваться в сказке. Чтец читает сказку вслух, сопровождая каждое значимое слово жестами и символами. Поощряется участие детей, родителей и сотрудников в повторении жестов и символов, чтобы все активно вовлекались в процесс. После показа сказки уделяется время на повторение и закрепление ключевых жестов и символов.
Успех метода заключается в его доступности и понятности: жесты системы «Макатон» облегчают понимание и восприятие сказки детьми с ТМНР, помогая им лучше усваивать информацию. Метод активно вовлекает детей, родителей и сотрудников в процесс обучения, создавая инклюзивную и поддерживающую среду. Использование жестов способствует развитию невербальных коммуникационных навыков у детей, что улучшает их общение и взаимодействие с окружающими.
Обучение родителей и сотрудников использованию системы «Макатон» дает им инструменты для более эффективного взаимодействия с детьми в повседневной жизни. Совместное участие в показах сказок укрепляет эмоциональную связь между детьми, родителями и сотрудниками, создавая позитивный и поддерживающий опыт.
Виктория Викторовна, что является ценным в Вашей работе?
Ценность работы логопеда заключается в значительном влиянии на жизнь детей и членов их семей. Логопеды помогают развивать коммуникативные и грамматические навыки, что очень важно для успешного общения и социальной интеграции. Я разрабатываю индивидуализированные программы, учитывающие уникальные потребности и способности каждого ребенка, обеспечивая эффективную помощь при различных речевых и языковых нарушениях. Обучая родителей методам поддержки, я создаю единый фронт в работе над развитием речевых навыков детей и их уверенности в себе. Моя работа также способствует их успешной адаптации в образовательных и социальных учреждениях. Логопеды взаимодействуют с разными специалистами, что позволяет комплексно подходить к решению проблем и обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Использование современных методов и технологий делает занятия более эффективными и увлекательными, что способствует быстрому прогрессу. Эти аспекты подчеркивают важность и ценность работы логопеда, оказывая положительное влияние на развитие и здоровье детей.
Марина Александровна, откуда Вы черпаете идеи для занятий?
Один из основных источников — профессиональная литература, включающая методические пособия, учебники и журналы по логопедии, содержащие проверенные и эффективные методики. Научные исследования и статьи также предоставляют информацию о новых подходах и техниках, которые можно интегрировать в занятия. Кроме того, логопеды активно обмениваются опытом с коллегами, участвуют в профессиональных конференциях, семинарах и вебинарах. Эти мероприятия позволяют познакомиться с современными тенденциями и инновациями в области логопедии, а также получить практические советы от экспертов.
Онлайн-ресурсы и специализированные сайты предлагают множество идей для логопедических занятий, включая интерактивные игры, упражнения и дидактические материалы. Социальные сети и профессиональные сообщества также важные источники для обмена идеями и опытом.
Логопеды могут черпать вдохновение из собственного опыта и наблюдений за детьми, адаптируя методики под индивидуальные потребности каждого ребенка. Также важно учитывать рекомендации других специалистов (педагогов, психологов, дефектологов и др.), работающих с детьми.
Наконец, логопеды могут использовать различные пособия и игры, направленные на развитие речевых навыков, которые продаются в специализированных магазинах. Эти материалы помогают сделать занятия более увлекательными и эффективными, способствуя лучшему усвоению навыков у детей.
Виктория Викторовна, что пожелаете читателям журнала?
Желаю вдохновения и терпения в вашей важной работе. Пусть каждый день приносит новые открытия и достижения, а каждый шаг вперед укрепляет веру в эффективность вашего труда. Пусть знания и методики, вами применяемые, помогают вашим подопечным раскрывать их потенциал и достигать поставленных целей. Пусть ваши усилия и профессионализм находят отражение в успешных результатах, а поддержка и благодарность родителей и детей вдохновляют на новые свершения. Сил вам, креативности и много радости от результатов вашей работы!
Марина Александровна, у Вас есть девиз, который поможет в работе Вашим коллегам и подписчикам журнала?
«Помогаем говорить, чтобы быть услышанным!»
Беседовала С.Ю. Танцюра