Народная кукла как неисчерпаемый ресурс воспитания

Новоселова О.А., старший воспитатель детского сада № 40 «Ритм», г. Химки Московской обл.


Все чаще взоры педагогов обращаются к опыту народной педагогики, в арсенале которой не последнее место занимала и занимает игрушка, и в первую очередь кукла.

Заинтересовать детей проще всего через основную деятельность дошкольного периода — игровую. Кукла служит неотъемлемым элементом игры всех детей. А традиционная народная кукла несет в себе огромный потенциал для изучения народных традиций, русских обрядов, русского костюма, одновременно являясь игрушкой в глазах детей, с помощью которой ребенок осознает свою национальную принадлежность.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые лучшие творцы кукол — дети.

Однажды детям принесли показать куклу, сделанную из кусочков ткани, рассказали про нее. Думали, ребята ее посмотрят и вернутся к своим игрушкам, но тряпичная кукла так их заинтересовала, что они играли в нее целый день, передавая из рук в руки, и даже иногда ссорились. Их спросили: «Хотите познакомиться с другими куклами, похожими на эту?» Все проявили интерес, и на глазах детей появилась кукла из салфеток, вызвавшая всеобщий восторг. Вместе с детьми изучали, из каких материалов кукла изготавливается, рассказывали, для чего использовали ту или иную куклу. Незаметно для себя дети расширяли кругозор и приобщались к народной культуре.

Так постепенно в практику работы вошло изготовление русских народных кукол: и игровых и обрядовых. В свободное время вместе с детьми мастерили кукол-пеленашек, кукол из мочала, крупеничек, бессонниц, тряпичных. Все это развивало руки детей и воображение. Дети полюбили кукол, называли ласково, играли в них. Мы разучивали с детьми потешки, песенки, читали сказки — знакомились с жанрами устного народного творчества. Наблюдая за детьми, каждый раз убеждаемся в том, что элементы народной педагогики приносят радость, желание познавать и уважать историю своего народа, его культуру, а значит, любить нашу Родину, воспитывать патриотизм, ответственность за судьбу своего народа, страны.

Значимость и важность кукол в воспитании детей заключается в следующем:
— куклы-самоделки убедительно отражают национальные обычаи, религиозные представления, бытовые условия и привычки народа;
— в незамысловатых человеческих фигурках из тряпок, соломы, мха, бересты, дерева, теста, бумаги, зачастую украшенных редким колористическим богатством, заключается большой игровой и творческий потенциал;
— игры с куклами развивали и развивают самостоятельность и инициативность играющих, творческое отношение к созданному взрослыми, собственным самоделкам. В сочетании реального и условного кроется творческий потенциал самодельной куклы, выявлявший наблюдательность детей, знание ими бытовых особенностей покроя национального платья, его отделки, цвета, формы головных уборов;
— изготовление кукол способствовало подготовке девочек к роли хозяйки в доме. В народе бытовало мнение, что девочка, умеющая хорошо шить игрушки, украшать их, ухаживать за ними, обязательно станет хорошей хозяйкой. Не случайно, при сватовстве о невесте судили по ее детским и юношеским работам, в том числе куклам;
— играя с куклами в «свадьбу», «беседу», «дочки-матери», девочки органично совмещали элементы народной музыки, танца, театра, устной поэзии. В играх с самодельными куклами зарождался, развивался и совершенствовался культурный, нравственный и позитивный эмоциональный опыт, который старшее поколение стремилось передать младшему.

Мы хотим видеть своих детей знающими и любящими свою Родину. Разве смогут они стать такими без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры? Необходимо, чтобы дети с ранних лет узнавали культуру своего народа через игры-забавы, загадки, пословицы и поговорки, сказки и произведения народного искусства, колыбельные и потешки. Только тогда народное искусство — этот источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след.

Народная педагогика несет в себе огромный заряд эстетического и нравственного идеала, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Она позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которой является.

Необходимо создать вокруг ребенка предметную этносреду, включающую этномузей русской культуры, предметы народного искусства, костюмы, детский фольклор и народную игрушку. Предметы и обстановка этносреды позволяют связать фольклорное содержание с педагогическим процессом во всех возрастных группах. Технология работы с детьми должна быть насыщена потешками, колыбельными, пестушками, сказками, фольклорно-игровой деятельностью, пословицами, поговорками, загадками, считалками, народными играми. Органично включенные в режимные моменты (питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры), эти фольклорные формы вызывают эмоциональный отклик у детей, создают радостное настроение.


Литература

Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т. Огородникова. Чебоксары, 1974.
Лебедева Н.Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. М.; Элиста, 2003.
Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: Учеб.-метод. пособие. М., 2004.
Образцов С.В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание в семье. М., 1966.

Прочитано 2427 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868