Организация корпоративного обучения в ДОО

Казанцева А.В.,
старший воспитатель, детский сад № 373 «Скворушка»,
г. Новосибирск

 

Строительству дошкольных учреждений в г. Новосибирске уделялось особое внимание. За последние два года было введено 24 учреждения. В 2012 г. открылся второй корпус детского сада «Скворушка». Это событие стало ожидаемым и радостным для родителей нашего района. Но не всегда открытие нового детского сада сопровождается только радостным их ожиданием. Руководители новостроек сталкиваются с проблемой набора педагогических кадров. К сожалению, очередь из профессиональных педагогов, обладающих необходимыми педагогическими компетенциями, пока отсутствует.

Создание новой команды профессионалов растянулось почти на пять лет. В первый год в детский сад пришли воспитатели из числа родителей, 65% из которых имели педагогическое образование и всего лишь 20% из них — дошкольное.

Перед администрацией детского сада встала первоочередная задача переподготовки воспитателей к работе в новых для них условиях. Методической службой была организована школа молодого педагога, в которую вошли воспитатели, имеющие стаж педагогической работы более 10 лет и отвечающие за успешную психологическую, психофизиологическую, социальную и профессиональную адаптацию молодых специалистов. Функционирование школы — важнейший фактор профессиональной адаптации молодых специалистов, создает предпосылки для успешного личностного развития начинающих воспитателей и включения их в методическую работу, куда входят мотивационная (наличие знаний) и технологическая готовность (наличие умений) педагогов; где опытные специалисты получают опережающую информацию, а начинающие педагоги — на ближайшую перспективу.

Внутрикорпоративное обучение в ДОО организовано в соответствии с принципами обучения взрослых Н.В. Немовой:

— обучение тому, что необходимо в практике;
— через деятельность;
— по следующей цепочке: теоретическая подготовка — практика — самообразование — профессиональное общение.

Методическая служба определила следующую траекторию работы по корпоративному обучению:
— разработка плана подготовки кадрового потенциала;
— индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства пе­дагогов;
— создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов;
— использование активных методов обучения (мастер-классы, педагогические проекты, использование ИК-технологий и т.д.);
— самореализационные формы повышения профессиональной компетенции (творческие конкурсы, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей);
— обобщение и трансляция передового педагогического опыта;
— использование педагогами авторских технологий в вариативной части ООП ДО.

За 2012—2014 уч. г. 44% педагогов детского сада прошли курсы повышения квалификации; 6 педагогов получили высшее профессиональное образование в Новосибирском государственном педагогическом университете; 2 — среднее профессиональное образование в педагогическом колледже им. А. Макаренко; педагоги прошли процедуру государственной аттестации на первую квалификационную категорию, а большинство специалистов с большим педагогическим стажем — на высшую.

С введением ФГОС ДО с 2014 г. корпоративное обучение педагогов вышло на новый уровень. Повышение профессиональной компетентности воспитателей — важнейшее требование реализации Стандарта. Основной целью внутрикорпоративного обучения в этот период стала подготовка кадров к работе по нему.

Перед администрацией детского сада поставлена новая важная задача — настроить весь педагогический коллектив «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым запланированное. В связи с этим появилась необходимость обучения педагогического коллектива в контексте требований государственного стандарта.

Переподготовку педагогических кадров к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО мы начали с анализа уровня их готовности к реализации требований Стандарта через:
— самообследование готовности ДОО к введению ФГОС, один из разделов которого — кадровые условия введения Стандарта;
— анкетирование педагогов «Готов­ность к введению ФГОС ДО».

В результате анкетирования мы выявили основные трудности в работе с педагогами при переходе на ФГОС:
— 16% педагогов затрудняются в разработке проектов и умении проводить самоанализ (педагоги без опыта работы и педагогического образования);
— 28 — не знают нормативных документов;
— 22 — испытывают затруднения в установлении личностно ориентированного взаимодействия с детьми (особенно из числа воспитателей, имеющих педагогическое, но не дошкольное образование);
— 43% педагогов имеют слабую психологическую подготовленность к принятию детской индивидуальности, у них отсутствует желание менять формы работы с детьми (педагоги-стажисты).

Большую роль в организации корпоративного обучения в этот период сыграл тот факт, что наш детский сад стал городской «пилотной» площадкой по введению ФГОС ДО. На базе детского сада проходили методические объединения, консультации, семинары, цель которых — ознакомление с материалами Стандарта и изменениями в образовательной деятельности образовательных организаций, необходимых для введения ФГОС. Материалы семинара, разработанные областной методической службой, прошли апробацию на базе педагогического колледжа им. А. Макаренко.

Ежегодно в годовой план образовательной работы включаются задачи по повышению профессиональной компетенции педагогов. При подготовке к педсовету мы используем различные методы и формы активизации:
— проведение мастер-классов с целью обучения практическим умениям;
— проигрывание конкретных ситуаций, проведение педагогических квест-игр;
— просмотр и анализ открытых мероприятий;
— просмотр видеоматериала по совместной деятельности с детьми;
— ярмарки педагогических идей;
— получение теоретических знаний по профессиональной деятельности.

Все педагоги используют такую форму повышения квалификации, как конкурсное движение, которое позволяет стимулировать творческую и исследовательскую деятельность. Участие в конкурсах профессионального мастерства направлено на выявление и поддержку творчески работающих педагогов, повышение их престижа и статуса в обществе, распространение инновационного педагогического опыта.

За 2014—2017 гг. была проведена большая инновационная работа по созданию профессионального коллектива педагогов, отвечающего требованиям современного стандарта:
— разработано положение о конкурсах педагогического мастерства;
— ежегодно составляется план основных мероприятий по переподготовке педагогов и повышению их квалификации;
— разработана программа методического сопровождения введения ФГОС ДО в практику ДОО.
Анализируя проведенную работу по организации внутрикорпоративного обучения, мы отмечаем следующие положительные тенденции в детском саду:
— 100% педагогов ориентированы на организацию здоровьесберегающей среды;
— 100 — осознали необходимость перехода на развивающие системы воспитания и обучения;
— 100% педагогов используют в работе с воспитанниками современные образовательные технологии;
— реализуются 7 авторских программ в рамках вариативной части ООП ДО;
— достигнута активизация профессионального общения педагогов и обмен опытом с коллегами.

Организация системной методической работы в ДОО позволила расширить возможности педагогов для совершенствования своего профессионального мастерства и выйти на следующие результаты: в 2012— 2014 уч.г. аттестовались 31% педагогов, в 2014—2016 — 56, в 2016—2017 уч. г. — 72%. Таким образом, некоторые педагоги за время углубленной работы по корпоративному обучению смогли аттестоваться дважды, повысив квалификационную категорию (см. таблицу).

Изменилось отношение к участию в конкурсах. В 2014 г. 66% педагогов принимали в них участие и заняли: 1-е место — 25% и 2-е место — 62%. В 2017 г. 37 педагогов из 42 приняли участие в конкурсах и принесли 87 дипломов победителей и призеров в копилку достижений детского сада.
27 педагогов имеют свои личные сайты и размещают на них опыт работы, 100% — предоставляют разнообразный и интересный материал своей работы как для родителей, так и для коллег на сайте детского сада.

Благодаря внутрикорпоративному обучению педагоги стали более уверенными в своей работе, во взаимодействии с родителями и социальными партнерами. Они принимают участие в выставках, конкурсах, совместныхдосугах, реализации проектной деятельности.

В нашем детском саду функционируют творческие группы, цель которых — создание условий для развития творческого потенциала каждого педагога и повышения их профессиональных компетенций:
— театральная студия «Веселый скворечник» (творческое объ­единение, которое выступает перед детьми с различными драматическими инсценировками);
— газета «Скворушка» (по подготовке репортажей и публикации печатных материалов на сайте детского сада);
— оформление и дизайн детского сада (объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве).

Анализируя опыт работы за последние пять лет, можно сделать вывод, что использование в процессе повышения профессиональной компетентности педагогов инновационных форм и методов обучения и создание активной корпоративной команды обеспечивают практико-ориентированный характер образовательного процесса, способствуют включению педагогов в инновационную деятельность и формируют их потребность в непрерывном профессиональном совершенствовании.

Развитие профессиональных компетенций повлекло за собой улучшение качества образовательных услуг, что обеспечивает в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, соответствующее его возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Подготовить ребенка к переменам может только профессионально-компетентный педагог, который сам готов измениться, лично развиваться в профессии, обладать высоким уровнем знаний и умений, способностью к проектировочной деятельности.

Прочитано 1548 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868