Проектирование новых Форматов сопровождения родителей воспитанников в доо

  • Автор  Редактор
  • Вторник, 08 Февраль 2022 10:11
  • Печать

Гермогенова Е.В.,
руководитель дошкольного отделения, коуч международного уровня PCC ICF, ментор, тренер;
Меттус Е.В.,
канд. пед. наук, руководитель психолого-педагогического медико- социального центра гимназии;
Тенютина Е.Д.,
канд. пед. наук, заместитель директора по УВР, Академическая гимназия № 56 Петроградского р-на, Санкт-Петербург

Аннотация. В статье поднимается актуальная проблема необходимости активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей вновых современныхусловиях,характеризуются противоречия, препятствующие эффективному взаимодействию семьии ДОО.Раскрывается ряд концептуальных положений, определяющих подходы к проектированию системы сопровождения родителей (законных представителей)дошкольников в ДОО, представлен опыт работы Академической гимназии №56.

Модернизация системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья — уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного
безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Об этом же говорят и современные специалисты-практики, и ученые, занимающиеся проблемами в области семьи (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, И.В. Лапицкая, Т.А. Маркова и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка — источ- ник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и развитие. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, должны решать вопрос формирования общественного опыта ребенка сообща: детский сад, семья, школа, общественность. Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что ключевая роль в воспитании отводится семье: именно родители несут ответственность за воспитание ребенка, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и др. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Важнейшая составляющая деятельности образовательного учреждения — работа с родителями как субъектами образовательного процесса, партнерами в реализации образовательных проектов и программ, в том числе программ индивидуально и системно-ориентированного психолого-педагогического сопровождения. Особенно значима эта работа на этапе дошкольного образования.
Влияние родителей на процесс развития и образования ребенка сложно переоценить, однако очевидно, что в быстро меняющемся информационном обществе семье не всегда хватает собственных ресурсов и компетенций для обеспечения эффективной поддержки и сопровождения процессов его личностного становления и самоопределения. Родители в настоящее время сами остро нуж- даются в психологической и информационной поддержке.
Уходит в прошлое официаль но осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждая ДОО не только обеспечивает условия для всестороннего развития ребенка, но и организует процесс психолого-педагогического просвещения родителей по разным вопросам воспитания, социализации, здоровья детей дошкольного возраста.
Педагог — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Вместе с тем, налицо сегодня и ряд противоречий, препятствующих эффективному взаимодействию семьи и ДОО, в частности:
— противоречие между признанием необходимости сопровождения родителей (законных представителей) дошкольников в ДОО и отсутствием комплексных программ такого сопровождения, учитываю- щих, в том числе, и запросы родителей;
— между признанием необходимости «командного взаимодействия» ДОО и семьи в решении актуальных вопросов развития ребенка и неготовностью (недостаточной готовностью) и родителей и сотрудников ДОО к такому взаимодействию;
— между признанием необходимости расширения «предложений» консультативного сопровождения родителей (законных представителей), в том числе, за счет использования дистанционных форматов, и узостью круга активно используемых форм, преобладанием таких «классических» форм, как родительское собрание и индивидуальная консультация специалиста.
Названные противоречия обу- словливают необходимость проек- тирования новых форматов сопровождения родителей (законных представителей) в ДОО и по переоценке содержания ряда
«классических» подходов к взаимодействию семей дошкольников и специалистов ДОО, созданию, апробации и внедрению программ дистанционного взаимодействия ДОО и родителей.
Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи.
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящаю- щую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.
Для успешного взаимодействия и работы с родителями воспитанников требуется и более современная система изучения семьи. Методы изучения последней представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Анализ психолого-педагогических источников по рассматриваемой проблеме позволил сформулировать ряд концептуальных положений, определяющих подходы к проектированию системы сопровождения родителей (законных представителей) дошкольников в ДОО.
• Современная система сопровождения и поддержки родителей, которая должна включать в себя:
— анализ проблемного поля (диагностика, анализ полученной информации, определение актуального проблемного поля в работе с родителями);
— информационную поддержку родителей по вопросам развития, воспитания и образования ребенка;
— взаимодействие с родителями по предупреждению и преодолению проблем в детско-родительских отношениях, проблем в социальном, эмоционально-волевом, интеллектуальном, личностном и физическом развитии ребенка на разных образовательных этапах;
— психологическую и социальную поддержку и сопровождение родителей и семьи в целом;
— сопровождение семьи в кризисных ситуациях;
— консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и образования ребенка.
• План изучения опыта семейного воспитания, который должен быть реализован с помощью различных методов, среди них наиболее эффективными выступают методы структурированной беседы, наблюдения, моделирования ситуаций.
• Положительный результат взаимодействия семьи и ДОО может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (далее — ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
• Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области.
• Цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
• Важным признаком и одновременно условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОО. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Сказанное выше ставит перед образовательным учреждением задачу построения такой системы взаимодействия с родителями, которая бы позволяла, с одной стороны, постоянно повышать уровень родительской компетентности, а с другой — включать семью в жизнь дошкольной организации, максимально опираясь на родительский потенциал.
Концептуальная основа системы деятельности всех подразделений Академической гимназии
№ 56 — педагогика успеха, что предусматривает объединение и координацию усилий педагогов и родителей с целью создания ситуаций успеха ребенка в процессе его развития. Педагогика успеха направлена на развитие сильных сторон личности ребенка.
Концепция педагогики успеха эффективна и в работе с родителями, поскольку направлена на поиск, осознание и использование собственных ресурсов и возможностей взрослыми в процессе взаимодействия и обмена опытом: между педагогом и родителем, между родителями, между родителями и психологом. Организация такого взаимодействия — методологическая основа деятельности по разработке новых (в том числе, дистанционных) форматов в рамках ОЭР.
Вместе с тем, современность ставит перед дошкольным образовательным учреждением достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов, реализующих комплексное сопровождение родителей (законных представителей) дошкольников.
В дошкольном отделении создан учебно-методический комплекс «Детский сад с доставкой на дом», являющийся частью программы комплексной системы дистанционного сопровождения семей дошкольников и взаимодействия ДОО и родителей воспитанников.
Основные задачи работы по проектированию новых форматов взаимодействия с родителями, а также реализации работы региональной инновационной площадки следующие.
• Определение теоретических основ сопровождения родителей воспитанников в дошкольной образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, уровня компетентности родителей (законных представителей) в психолого-педагогических вопросах, характера запросов родителей (законных представителей) на повышение компетентности и информационной поддержки по психолого-педагогическим проблемам дошкольников.
• Разработка методического обеспечения для реализации системы работы по поддержке и повышению компетентности родителей в вопросах взаимодействия, воспитания и развития детей в ДОО.
• Апробация системы работы (новых дистанционных форматов) по сопровождению родителей (законных представителей) дошкольников по вопросам взаимодействия, воспитания и развития детей в ДОО.
• Разработка программы курсов повышения квалификации для обеспечения готовности педагогов ДОО к реализации системы дистанционной работы по поддержке и повышению компетентности родителей в вопросах взаимодействия, воспитания и развития детей.
• Разработка системно-ориентированных модельных программ сопровождения семей воспитанников на основе психолого-педагогических медико-социальных диагностик.
Вместе с тем, мы наблюдаем то, что изменения, происходящие в настоящее время в обществе и в системе образования, предъявляют новые требования в целом к взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений, которые мы объединили в принципы эффективного взаимодействия: сотрудничество, безоценочность, партнерство, поддержка инициативы и самостоятельности, экспертность всех воспитывающих взрослых, опора на сильные стороны.
Данные принципы поддерживаются всеми, однако мы наблюдаем то, что реализовать их на деле оказывается невозможным из-за отсутствия истинного доверия. На страницах данного сборника вы сможете познакомиться ближе с тем, каким образом данные принципы могут быть реализованы.
Мы внедрили системно-ориентированную модель взаимодействия, включающую в себя комплексное сопровождение, информационную и психолого-педагогическую поддержку родителей (как очную, так и дистанционную), которая будет способствовать построению качественно новых, эффективных взаимоотношений с родителями в едином образовательном пространстве.

  • Опубликована в журнале: №1/2022
Прочитано 397 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868