У нас в гостях С.М. Зырянова

У нас в гостях

Зырянова Светлана Михайловна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, руководитель магистерской программы «Менеджмент в дошкольном образовании», член УМО в системе общего образования ХМАО — Югры, член методической комиссии общественно-профессиональной экспертизы авторских педагогических разработок педагогов ХМАО — Югры; член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Светлана Михайловна, скажите, пожалуйста, какие цитаты или высказывания великих людей могли бы стать Вашим профессиональным девизом? Чем для Вас привлекательна профессия педагога?

Свой ответ я начну с замечательной цитаты Льва Николаевича Толстого: «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». Я очень люблю свою профессию, выбранную много лет назад и ставшую важной частью моей жизни. С детства я знала, что обязательно буду педагогом, как мои бабушка (учитель начальных классов) и мама (учитель русского языка и литературы). Я видела их трепетное, ответственное отношение к труду учителя и проявление любви к этой важной и значимой профессии. Педагогическая династия моих предков насчитывает более 850 лет в совокупности опыта педагогической деятельности. А вообще я мечтала стать учителем музыки. Как сказал один мудрец: «Что там мудрить с воспитанием — просто приобщайте ребенка к прекрасному — и он будет воспитан!» Практически, моя мечта осуществилась — я стала преподавателем в высшем учебном заведении.

Каковы региональные особенности дошкольного образования?

Развитие системы дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра отличается этнокультурными, социально-экономическими, социокультурными, полиэтническими особенностями. Приобщение детей к этнической культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории округа — одна из ключевых региональных особенностей дошкольного образования.

Как мы знаем, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет необходимость единства культурного и образовательного пространства, провозглашая важность защиты и развития региональных, культурных особенностей в условиях многонационального государства. Развивать у детей понимание культурного наследия и формировать ценностное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как это важная часть социально-коммуникативного развития подрастающего поколения.

Воспитание в современной системе дошкольного образования служит стратегическим ресурсом в решении задачи формирования у детей этнокультурной и общенациональной российской гражданской идентичности в условиях полиэтнического, многорелигиозного, поликультурного российского общества.

Отсутствие единого концептуального обоснования регионализации дошкольного образования свидетельствует о необходимости теоретической разработки и практической апробации парциальных программ, включающих региональный компонент. В связи с этим, в дошкольных образовательных организациях региона реализуется парциальная программа «Наследие Югры: на пути к истокам» (авт. Л.Л. Лашкова, С.А. Якоб, П.П. Ушакова), целью которой является формирование у детей ценностного отношения к природе и культуре нашего округа.

Как Вы оцениваете современный уровень дошкольного образования в регионе?

Развитие системы дошкольного образования — одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики в Российской Федерации. Современный уровень дошкольного образования в нашем округе достаточно высокий. Этому способствует и система подготовки педагогических кадров, которая обеспечивается университетами региона. Дошкольные образовательные организации укомплектованы педагогическими кадрами на 98,2%. Доля педагогических работников детских садов, имеющих высшее образование, составляет 81,6%.

Дошкольное образование доступно для всех категорий граждан. Активно реализуется проект «Сертификат дошкольника». Сертификат — именной документ, удостоверяющий право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации и предусматривающий персонифицированное финансовое обеспечение получения общедоступного бесплатного дошкольного образования и доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации.

Кроме того, отмечу проект «Билдинг-сад». Его реализация способствует увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях, мотивирует развитие негосударственного сектора данных услуг, а также создает социальные и инфраструктурные условия для улучшения качества жизни семей. Департамент образования и молодежной политики ХМАО—Югры разработал и направил в муниципальные образования автономного округа методические рекомендации по реализации данного пилотного проекта.

В целом, система дошкольного образования в регионе — гибкая динамичная система, позволяющая населению Ханты-Мансийского автономного округа получать качественное образование.

Какие приоритетные задачи стоят сегодня перед системой дошкольного образования в регионе?

В соответствии со стратегическими документами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры определена основная цель до 2030 г. — обеспечение доступного и качественного образования согласно индивидуальным запросам, способностям и потребностям каждого юного жителя, направленного на дальнейшую самореализацию личности, ее профессиональное самоопределение.

Для достижения цели, определенной Стратегией социально экономического развития по вектору «Образование, воспитание, молодежная политика», решаются основные задачи: развивать систему дошкольного и общего образования; повышать качество и доступность дополнительного образования; реализовывать молодежную политику для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи, их потенциала в интересах общества.

Цели и задачи, стоящие перед системой дошкольного образования в регионе, направлены на реализацию государственной и муниципальной политики — создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечивающего его доступность, качество и эффективность, воспитание нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма.

Важная задача для Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — обеспечить доступное и качественное дошкольное образование, соответствующее требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя региона. Ее решение позволяет в значительной степени повысить равенство стартовых возможностей для детей, принадлежащих к разным социальным группам, проживающих на данной территории.

Так, например, по состоянию на 1 июня 2021 г., в г. Сургуте образовательные программы дошкольного образования реализуют 45 муниципальных образовательных учреждений, в том числе: 40 дошкольных образовательных и 5 общеобразовательных учреждений (1 гимназия, 4 школы), в которых функционируют 984 группы с 12-часовым и 10 групп с кратковременным пребыванием детей. Кроме муниципальных образовательных учреждений образовательные программы дошкольного образования реализуют казенное общеобразовательное учреждение ХМАО — Югры «Сургутская школа — детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и 7 частных организаций.

Не менее важным является создание современной системы оценки качества дошкольного образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Региональная система оценки качества дошкольного образования предусматривает получение, изучение, анализ, интерпретацию и оценку актуальной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, причинах, влияющих на уровень качества образования, тенденциях его развития для формирования основы управленческих решений.

Мониторинг позволяет прогнозировать развитие региональной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по развитию системы методического сопровождения, обеспечивающей для совершенствование психолого-педагогических условий в ДОО, обеспечению полноценного развития личности детей, качественного дошкольного образования для детей в ОВЗ и детей-инвалидов, созданию условий для совершенствования взаимодействия ДОО с семьей, здоровья и безопасности, повышению качества управления в ДОО. К параметрам оценки дошкольного образования относятся: качество образовательных программ дошкольного образования, содержания образовательной деятельности в ДОО, образовательных условий, реализации адаптированных основных образовательных программ, взаимодейтсвие с семьей и др.

К основным условиям, обеспечивающим качество дошкольного образования, можно отнести следующие: современную образовательную программу ДОО и высокую методическую ее обеспеченность; применение технологий здоровьесбережения, позволяющих организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы предотвратить физическое и психическое перенапряжение; пополнение развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет ребенку саморазвиваться; высокий уровень профессионального развития педагога для благополучной социализации детей в обществе. Данные условия создают основу для обеспечения высокого уровня качества дошкольного образования.

Результативность освоения дошкольниками образовательной программы оценивается с целью оптимального проектирования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, построения образовательной траектории развития ребенка и своевременной профессиональной коррекции особенностей его развития.

Одна из приоритетных задач региональной системы дошкольного образования — непрерывно развивать кадровый потенциал, направленный на формирование профессиональных компетенций и индивидуальную траекторию, обеспечивающую поступательное развитие профессионально-творческого потенциала личности педагога. Приоритетным направлением курсовой подготовки педагогических работников в регионе остается повышение квалификации в области реализации ФГОС дошкольного образования. В число приоритетных тем повышения квалификации вошли:

— раннее развитие детей в дошкольных образовательных организациях;

— эффективное взаимодействие участников образовательных отношений;

— здоровьесберагающие технологии и информационная безопасность детей;

— создание эффективной системы развития способностей и талантов у детей;

— повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах обучения и воспитания; организация и осуществление воспитательной деятельности;

— духовно-нравственное воспитание в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»;

— особенности организации образовательной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы;

— формирование финансовой грамотности и др.

Эффективными формами поддержки творческой инициативы педагогов, распространения педагогического опыта, стимулирования профессионального роста служат конкурсы профессионального мастерства. В настоящее время возрастает значимость данных конкурсов, участие в которых способствует развитию профессиональных компетенций педагогов. Это подтверждается тем, что в Российской Федерации реализуются федеральные проекты по различным направлениям (подпрограммам), внедрение которых направлено на обеспечение условий для обновления содержания и технологий общеобразовательных программ, вовлечения всех участников образовательных отношений в развитие системы общего образования, соответствующего основным требованиям современного инновационного, социально-ориентированного развития, повышения социального престижа и привлекательности педагогической профессии, уровня квалификации преподавательских и педагогических работников.

Решение данных задач будет обеспечиваться посредством развития всероссийских педагогических мероприятий, в том числе и через реализацию федерального проекта «Социальные лифты для каждого», что подразумевает создание возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования к 2024 г. системы профессиональных конкурсов. Основным показателем успешности реализации данного проекта станет увеличение числа педагогов, охваченных проведением профессиональных конкурсов в целях предоставления возможностей для профессионального роста, развития профессиональных компетенций.

В связи с этим возрастает важность проведения профессиональных конкурсов на региональном, муниципальном уровнях, уровне образовательной организации, что позволит выявить наиболее талантливых педагогов, обладающих профессиональными и творческими способностями, внедряющих инновационные технологии в образовании.

Работа с одаренными детьми — еще одна важная задача, обусловленная необходимостью выявления и поддержки одаренных детей в различных сферах деятельности для развития потенциала ресурсов обучающихся. В региональной системе образования создаются условия для реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также реализуется комплекс мер по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей по приоритетным направлениям:

— работа с детьми, имеющими высокую мотивацию к достижениям в различных сферах деятельности;

— проявившими выдающиеся способности при изучении отдельных предметов.

Комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических мероприятий обеспечивает выявление у детей задатков, способностей и признаков одаренности, что в дальнейшем обеспечит качественный рост в экономической и социальной сферах региона. Большую роль в этом играет и развитие системы дополнительного образования. Вовлечение детей в данную систему — необходимое условие развития творческих способностей, удовлетворения индивидуальных потребностей.

Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в ДОО, являются эффективной практикой в работе с одаренными детьми. Исследуя феномен высоких достижений, ученые неоднократно говорят о том, что потенциал ребенка может не раскрыться в традиционных формах обучения, с одной стороны, а с другой — многие одаренные дети за счет низкой мотивации к обучению не проявляют своего практического потенциала в традиционных системах. В связи с этим возрастает интерес и получает широкое распространение система дополнительного образования в дошкольных образовательных организациях, безусловным преимуществом которого является его доступность для воспитанников.

Какие новые инновационные проекты, наиболее интересны и перспективны, по Вашему мнению?

В рамках плана мероприятий по развитию муниципальной системы дошкольного образования г. Сургута реализуются проекты, отражающие приоритетные задачи в сфере дошкольного образования: комплексный «Современный детский сад», единичные: «Раннее развитие детей», «Мой край родной — Югра», «МЭО — детский сад», «От качества условий — к качеству результатов», «Особые потребности — равные возможности», проект муниципальной системы образования «Енотик», направленный на научно-естественное и инженерно-техническое развитие воспитанников ДОО.

Особое внимание хочу уделить реализации приоритетного комплексного проекта «Современный детский сад». Деятельность по его реализации организована МКУ «Управление дошкольными образовательными учреждениями» и другими методическими объединениями руководящих и педагогических работников. В рамках проекта проводятся методические мероприятия, на которых обсуждаются внедрение электронной карты индивидуального развития ребенка в образовательную деятельность ДОО, вопросы функционирования внутренней системы оценки качества образования, подходы к проектированию и реализации рабочей программы воспитания, а также вопросы организации деятельности ДОО в условиях новых санитарных правил.

Кроме того, в рамках проекта был проведен муниципальный отборочный этап Всероссийского онлайн-марафона лучших педагогических практик дошкольного образования «Умный город», организованного ФГБНУ «ИХОиК РАО» (Москва), участие в котором приняли все дошкольные образовательные организации г. Сургута. Победители Марафона представили уникальные педагогические практики.

Насколько активно внедряются в практику работы ДОО интерактивные технологии и как к этой деятельности готовят студентов?

Вопросы, связанные с применением интерактивных технологий в образовательном процессе, — одни из наиболее актуальных, так как способствуют активизации личностной позиции участников образовательных отношений.

Да, действительно, в настоящее время в практику работы ОО внедряются интерактивные технологии, предполагающие активное диалоговое обучение. Решение современных задач дошкольного образования требует использования активных методов, обеспечивающих разнообразие мыслительной и практической деятельности, которые строятся на, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, деятельностном подходе к обучению. Выбор активных методов организации детских видов деятельности позволяет обеспечить субъектную позицию ребенка, поддержать его желание быть равноправным участником образовательных отношений.

Если говорить о современном выпускнике педагогического вуза, необходимо отметить, что он должен думать, понимать сущность явлений, осмысливать идеи и концепции и на основе этого уметь находить нужную информацию и творчески ее интерпретировать, а также применять в конкретных условиях. Этому как раз и способствуют интерактивные технологии.

При подготовке студентов к данной деятельности на первый план выходит проблема организации современного учебного занятия в вузе, так называемого интерактивного занятия, в рамках которого обучаемый занимает активную позицию по отношению к преподавателю, другим студентам или индивидуальным средствам обучения. Система методов, используемых в вузе, направлена на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

При использовании интерактивных методов студенты приобретают компетенции в результате позитивного взаимодействия с другими студентами, смысл которого заключается в достижении результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы. Кроме того, необходимо отметить, что интерактивные методы соответствуют личностно оринетированному подходу, так как они предполагают взаимообучение и обучение в сотрудничестве.

Учебное занятие, организованное как диалог, предлагает студентам критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Поэтому для интерактивного взаимодействия применяются диалоговые методы (дискуссии, мозговой штурм, дебаты, деловые и ролевые игры и т.п.). Интерактивные занятия — специальная форма организации познавательной деятельности, осуществляемая в интерактивном режиме обучения. В данном случае значимы определение способов формирования группового единства, рефлексия системы «поддерживающих» приемов общения через соблюдение правил этикета, совместной и индивидуальной деятельности, создание атмосферы психологического комфорта, готовность студентов к совместной деятельности и межличностному взаимодействию.

Интерактивное взаимодействие между студентом и преподавателем, студентом и студентом на таком занятии реализуется в коллективных и групповых форм учебной деятельности, поэтому их организация продумывание занимает одно из центральных мест в процессе подготовки занятия.

Как можно использовать интерактивные технологии в методической работе с педагогами в период аттестации или в целях развития компетенций?

В настоящее время интерактивные технологии стали активно применяться в рамках методической работы при взаимодействии с педагогами, что подтверждается потребностью педагогической практики, как наиболее оптимальные, малозатратные по времени и всегда дающие возможность получения обратной связи. Отмечу, что применение интерактивных технологий позволяет перейти к диалоговому обучению, построенному на взаимодействии участников образовательных отношений, а также их применение должно быть ориентировано на формирование субъект-субъектных отношений, которые будут способствовать самосовершенствованию педагогического работника, учитывать его индивидуальные особенности. Интерактивные технологии вовлекают педагогов в новое образовательное пространство, способствуют активизации собственной педагогической деятельности, открывают педагогам возможности презентовать опыт собственной педагогической деятельности в обобщенном виде.

В настоящее время существует потребность в оказании адресной помощи педагогам как в процессе повышения квалификации, так и в организации методического сопровождения аттестационных процедур. Для методической службы ДОО первостепенной становится задача подготовки педагогов к прохождению процедуры аттестации. Только в этом случае последняя будет восприниматься как способ продвижения на пути к самосовершенствованию и профессиональному мастерству.

Среди интерактивных технологий можно выделить метод кейсов, коучинг-сессии, тренинги. Данные технологии позволяют активизировать педагогов на саморазвитие в процессе подготовки к аттестации, включиться в активную деятельность. Однако отмечу, что указанные технологии в методической деятельности достаточно успешны в реализации, но при этом требуют наличия сильной методической базы, длительной подготовки для плодотворной работы с педагогами, а также наличия сформированных ранее компетенций в определенной области.

Как организована работа с одаренными детьми в детских садах и готовы ли к этой работе начинающие педагоги?

В настоящее время в государственной образовательной политике РФ проблеме работы с одаренными детьми уделяется особое внимание. Как я уже говорила ранее, выявление и поддержка одаренных детей относятся к числу приоритетных направлений развития образования. Это напрямую связано с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Инновационные подходы в современной науке, доминирование интеллектуального производства в технических и промышленных сферах, появление ряда профессий, требующих высокого уровня развития креативного мышления, привело к необходимости целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

Доказано, что первые признаки одаренности проявляются у детей уже на этапе дошкольного детства, поэтому на сегодняшний день становится наиболее актуальной проблема раннего выявления и педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с признаками одаренности. Несмотря на повышенный интерес к данной проблеме со стороны государства, научного сообщества, а в последние годы и со стороны СМИ, организующих различные конкурсы, часто обсуждаемыми по-прежнему остаются вопросы: какое содержание следует вкладывать в понятия «способный ребенок» и «одаренный ребенок»? В чем отличия между ними? Как выявить одаренность и можно ли ее развивать?

Современный подход к пониманию одаренности позволяет нам предполагать, что каждый ребенок может быть одарен. В дошкольном возрасте могут проявляться признаки академической, творческой, коммуникативной и психомоторной одаренности. Но остается не до конца изученным вопрос о том, как развивать детскую одаренность? Учитывая тот факт, что в дошкольном возрасте дети большую часть времени проводят в детском саду, возникает необходимость рассмотреть ресурсы ДОО с точки зрения возможности развития детской одаренности.

Необходимо сказать о том, что в дошкольных образовательных организациях региона созданы психолого-педагогические условия для поддержки одаренных детей:

— комплексный подход к выявлению детей с признаками одаренности;

— создание и максимальное использование содержательно-насыщенной развивающей предметно-пространственной среды;

— использование возможностей образовательного пространства для актуализации детской одаренности;

— индивидуализация образовательного процесса (разработка индивидуальных образовательных маршрутов, проектная деятельность, конкурсы и т.д.);

— наличие высококвалифицированных кадров, готовых работать с детьми с признаками одаренности.

Хочу сказать, что педагог дополнительного образования МБДОУ № 25 «Родничок» г. Сургута А.Т. Ферзалиева в 2019 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования», в рамках которой предлагаются практические аспекты решения данной проблемы в детских садах региона.

Для начинающих педагогов и для многих других детская одаренность — не до конца изученная проблема. Поэтому основная задача заключается в том, чтобы вовремя распознать признаки одаренности и создать условия для их дальнейшего развития. Как показывает практика, чаще всего педагоги отмечают признаки одаренности у воспитанников, если они проявляются ярко и очевидно. Но в большинстве случаев для проявления признаков одаренности у детей дошкольного возраста необходимо создание специально организованных условий. Проблема заключается в неготовности педагогов к работе с данной категорией детей, отсутствием необходимых знаний и опыта в выявлении и сопровождении детей с признаками одаренности.

Какого педагога сегодня ждут в дошкольной образовательной организации?

В настоящее время на фоне модернизации образования в Российской Федерации и с переходом на позиции личностно ориентированного образования назрела потребность в высококвалифицированных и творчески активных педагогах, обладающих такими качествами, как инициативность, организованность, креативность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие и самообразование, способных адаптироваться к изменяющимся требованиям в области дошкольного образования.

Успех образовательной деятельности в ДОО зависит от позиции педагога, в рамках которой в центр внимания ставится творческое проектирование образовательного процесса для достижения высоких результатов в освоении детьми основной образовательной программы. В этом аспекте необходимо выделить личностно ориентированный подход, в рамках которого педагог рассматривается как наставник, партнер и помощник ребенка. Ключевая задача педагога в этом случае — развитие инициативы и самостоятельности ребенка, что требует оснащения новыми педагогическими методами и технологиями, а также освоения методики партнерского общения с ребенком при учете его индивидуальных особенностей.

Как в регионе осуществляется подготовка будущих управленцев в сфере дошкольного образования?

В настоящее время активно решается проблема подготовки нового типа руководящих работников в сфере дошкольного образования — универсальных управленцев, способных решать спектр вопросов, связанных с деятельностью современных дошкольных образовательных организаций, владеющих современными технологиями управления и обладающих необходимыми компетенциями для работы в условиях инновационного развития и внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов.

В связи с этим магистратура на сегодняшний день рассматривается как возможность получения преимуществ, способствует повышению конкурентоспособности студента на рынке труда, а также ориентирована на профессиональное развитие и личностный рост.

Подготовка руководящего состава дошкольных работников осуществляется в Сургутском государственном педагогическом университете в рамках магистерской программы «Менеджмент в дошкольном образовании», введение которой объясняется необходимостью в удовлетворении растущего спроса в управленческих кадрах в связи с постоянным открытием новых дошкольных образовательных организаций в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Магистерская программа направлена на формирование у магистрантов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для организационно-управленческой деятельности в сфере дошкольного образования. Целевой сегмент соответствует содержанию программы и методологии обучения. Магистерская программа ориентирована на Профессиональный образовательный стандарт и полностью учитывает современные требования работодателей к профессиональной подготовке будущих управленцев системы дошкольного образования.

Содержание магистерской программы определено в соответствии с запросами и интересами органов управления дошкольным образованием и руководителей образовательных организаций ХМАО — Югры. Необходимо отметить, что процессу содержательной разработки магистерской программы предшествовало анкетирование руководителей ДОО города, с помощью которого была выявлена не только потребность в наличии такой программы, но также и определен ряд принципиальных позиций ее проектирования. В дальнейшем глубокой проработке подверглись аспекты определения сущности профессиональных компетенций будущих управленцев системы дошкольного образования, а также формы их мониторинга и оценивания.

К профессиональным компетенциям отнесены способности:

— управлять развитием ДОО на основе принципов стратегического менеджмента;

— управлять и распоряжаться финансовыми, кадровыми, материально-техническими ресурсами образовательной организации;

— проектировать и организовывать образовательный процесс в ДОО.

Данная работа продолжилась и была представлена организацией и проведением серии круглых столов с представителями детских садов, где поднимался вопрос об образовательных результатах, которые необходимо формировать у будущих управленцев системы дошкольного образования в рамках основных учебных дисциплин. Итогом данной работы стало включение выдвинутых позиций в содержательную часть компетентностной модели выпускника рассматриваемой программы магистерской подготовки.

Отличительная особенность магистерской программы заключается в том, что учебный процесс обеспечивается не только штатными преподавателями, но и работодателями-практиками в области управления дошкольным образованием (руководителями ДОО, специалистами органов управления дошкольным образованием г. Сургута). Сотрудничество в рамках реализации образовательной программы осуществляется как в вопросах обсуждения основного содержания, преподавания дисциплин, так и обеспечения местами практик и вакансий для выпускников.

На что необходимо обратить внимание при подготовке будущих руководителей?

Осваивая программу магистратуры, студенты готовятся к решению следующих задач:

— реализовывать научно-исследовательскую деятельность в процессе решения профессиональных задач в области управления в образовании;

— управлять процессом функционирования ДОО на основе принципов стратегического менеджмента;

— организовывать образовательный процесс в ДОО в соответствии с нормативно-законодательной базой в области дошкольного образования.

Особый интерес вызывают учебные и производственные практики, в процессе прохождения которых магистранты изучают специфику управленческой деятельности в системе дошкольного образования, а также исследуют возможности применения современных технологий менеджмента в ДОО, что, безусловно, усиливает эффективность в формировании соответствующих практических умений у магистров в данном направлении профессиональной подготовки.

Обязательной составляющей образовательной программы выступают курсы элективных (спецкурсы, спецсеминары, спецпрактикумы) и факультативных дисциплин, содержание которых напрямую отражает ведущие направления развития профессиональной области — менеджмента в системе дошкольного образования. При проектировании элективных и факультативных курсов значительное внимание отводится актуальным запросам системы дошкольного образования ХМАО — Югры.

Традицией реализации образовательной программы стало проведение научно-практических семинаров и круглых столов с привлечением практических работников системы дошкольного образования, где магистранты представляют для обсуждения свои практические разработки, анализируемые проблемы с ведущими специалистами управления образования города, ДОО.

Так, например, в ходе проведения научно-практического семинара на тему «Основные аспекты управленческой деятельности в практике работы дошкольных образовательных организаций» магистранты разработали и представили модель управления ДОО на основе деятельностного подхода, а также обосновали ее с точки зрения психолого-педагогических исследований. Приглашенные руководители дошкольных образовательных организаций организовали проблемно-поисковую беседу на основе созданных магистрантами моделей, в рамках которой раскрыли основные направления управленческой деятельности заведующего с теоретических и практических позиций.

Интерес представляет и такая форма работы, как деловая игра. Так, например, деловая игра «Один день из жизни руководителя» позволила магистрантам в ходе игрового моделирования реальной проблемной ситуации, возникающей в профессиональной управленческой деятельности, подойти к вопросу системности и многоаспектности работы руководителя ДОО. Значимость проведения такой формы работы с магистрантами заключается в подготовке управленца, способного решать спектр вопросов, связанных с управленческой деятельностью в сфере дошкольного образования.

Какие самые важные профессиональные качества необходимы современному руководителю?

Безусловно, современная ситуация развития образования требует от руководителя профессиональной компетенции в вопросах теории управления, знания нормативной документации, а также высокой культуры управленческой деятельности. Но если говорить о самых важных, скорее всего, на мой взгляд, это умение слышать и понимать подчиненных, тоньше осознавать и глубже вникать в проблемы. Не случайно, в восточных странах, например в Японии, в любых учреждениях на руководящие должности предпочитают назначать специалистов с музыкальным образованием, людей, умеющих тонко чувствовать музыку, а значит, и чувствовать человека.

Какова, на Ваш взгляд, формула профессионального успеха?

Профессионально успешный человек — профессионально состоявшийся. Кроме того, считаю, что по-настоящему счастливым может быть человек, занимающийся любимым делом. Как сказал С. Джобс: «Единственный способ сделать что-то очень хорошо — любить то, что ты делаешь».

Успех приходит к тем, кто живет в согласии с собственной природой и своими желаниями, считает свою профессию нужной и полезной, кто вкладывается в свое дело по максимуму и высоко оценивает себя как профессионала. Наверное, в этом и есть формула профессионального успеха.

Что бы Вы порекомендовали начинающему руководителю?

Начинающему руководителю я бы порекомендовала ставить перед собой амбициозные цели, потому что они мотивируют; стать авторитетом для своих подчиненных, за которых необходимо нести ответственность; задавать правила и нормы поведения собственным примером; уметь четко ставить задачи; всегда быть готовым учиться новому и повышать квалификацию свою и своих сотрудников. Мое убеждение — успех любого дела — в сотрудничестве и опоре на команду!

  • Опубликована в журнале: №4/2022
Прочитано 386 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868