У нас в гостях Е.П. Сахарова

У нас в гостях

Сахарова Елена Петровна, начальник управления образования администрации г. Чебоксары, Чувашская Республика

Елена Петровна ведет активную общественную жизнь, является председателем Чебоксарского городского отделения «Союз женщин Чувашии». Стала победителем конкурса деловых женщин России «Успех — 2017» в номинации «Лучшая общественная организация России, возглавляемая женщиной», награждена почетным Дипломом и общественной премией — бронзовой статуэткой «Золотая птица» за значительный вклад в развитие российского общества.

Здравствуйте, Елена Петровна! Каков Ваш профессиональный девиз, в котором можно было бы выразить Ваше отношение к профессии педагога? Какие профессиональные и личностные качества Вы цените в людях?

Мой девиз — быть инициативным человеком, способным вдохновить и реализовать проект любой сложности, привлекая команду единомышленников, партнеров и ресурсы.

Современные реалии требуют значительных изменений в профессиональных компетенциях педагогов и управленцев всех ступеней образования. Актуальным становится развитие навыков комьюнити-менеджера. Педагог должен уметь инициировать и поддерживать дискуссию как в онлайн-, так и в офлайн-формате. Чутко реагировать на настроение родительской общественности с целью эффективного взаимодействия.

Я соглашусь с мнением министра образования РФ Сергея Кравцова, который отметил, что современный педагог должен уметь не только давать знания, но и общаться с детьми, находить общий язык, уметь пользоваться социальными сетями, быть современным и являться примером для своих воспитанников.

Каковы региональные особенности дошкольного образования?

Основной целью мы ставим обеспечение доступного и качественного образования. Указанные ориентиры достигаются через реализацию национального проекта «Образование» путем обновления содержания и технологий образования, модернизации материальной базы, развития кадрового потенциала и конкурентной среды, оптимизации и эффективного использования имеющихся ресурсов.

В системе дошкольного образования г. Чебоксары функционируют 114 детских садов, которые посещают около 38 тыс. маленьких чебоксарцев. За последние 5 лет построено 16 современных детских садов и создано около 4 тысяч мест, что позволяет обеспечить доступным дошкольным образованием детей с 1,5 лет. Всего за 10 лет введено в эксплуатацию 32 дошкольные организации и создано 15 тыс. мест.

Одной из основных региональных особенностей дошкольного образования считаю реализацию национального компонента.

Важно гармонично сочетать внедрение новых технологий с бережным сохранением традиций и культуры чувашского народа. В столице республики успешно реализуются муниципальные проекты: «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним», «От чистого истока», в которых участвуют все детские сады г. Чебоксар.

Как Вы оцениваете современный уровень дошкольного образования в городе и республике?

Столичная система образования — современная, направленная на развитие личностного и интеллектуального потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день 70% педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций имеют высшее образование, 13% с высшей квалификационной категорией.

71 дошкольная образовательная организация является федеральной экспериментальной площадкой, 23 ДОО — республиканскими. Более 70% образовательных организаций города являются стажировочными площадками для студентов.

Повышению качества образования способствует участие в грантовой деятельности. Около 80% организаций от общего количества учреждений столицы привлекли за последние 5 лет около 265 млн руб. Это позволяет провести мероприятия для детей на новом уровне с использованием современных технологий, обновить образовательные программы, закупить инновационное оборудование, повысить квалификацию педагогов в других регионах.

Ежегодно не менее 20 дошкольных образовательных организаций принимают участие в федеральном проекте Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО), в том числе и в качестве экспертов.

Показателем оценки качества является общероссийский рейтинг лучших учреждений, в которых представлены чебоксарские детские сады:

— 5 ДОО вошли в «ТОП-500» лучших образовательных организаций страны и стали лауреатами в номинации «Лидер в области дошкольного образования — 2021»;

— 12 — стали лауреатами Всероссийского конкурса «100 лучших ДОО России»;

— 15 ДОО — победители Всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад 2020–2021».

В чем, по Вашему мнению, заключается эффективность управления образовательной организацией?

В востребованности учреждения у наших жителей. На мой взгляд, конкурентоспособность и востребованность того или иного учреждения у ребят и родителей в микросоциуме — это показатель отношения к своим воспитанникам.

Цель каждого учреждения — не только дать качественное образование, соответствующее современным запросам, но и создать условия, чтобы каждый ребенок смог раскрыть свой потенциал и свои творческие способности.

А для этого необходимо сформировать собственный имидж. В нашем городе уже имеется положительный опыт брендирования — от фирменного стиля в одежде до оформления образовательного пространства и использования логотипов. В условиях конкуренции это поможет поднять статус учреждений и вызвать доверие и интерес со стороны как детей, так и родителей. Каждая образовательная организация должна стать территорией самовыражения ребенка.

Какие профессиональные качества необходимы современному руководителю?

В последнее время мы сталкиваемся с тем, что современный руководитель должен быть не просто педагогом, но и менеджером. Нужны знания в области управления, экономики, правоведения, делопроизводства, культурологии и многих других областей, связанных с социальной жизнью общества.

Современный руководитель — в первую очередь человек и пример для команды, которая стоит за ним, поэтому и к себе и к своим коллегам предъявляю требования — быть честным, справедливым, мудрым, при этом сохранять доброту, взаимоуважение и любить то дело, которому посвятил свою жизнь!

Какого педагога сегодня ждут в дошкольной образовательной организации? На что необходимо обратить внимание при подготовке будущих педагогов?

Современные дети предъявляют более серьезные требования к педагогу. Ребята ждут умного, эрудированного, разностороннего друга и партнера. Молодое поколение педагогов во многом соответствует этим критериям. Их энергия, молодость, позитив и желание общаться, конечно, не оставляют равнодушными современных детей.

К сожалению, мы сталкиваемся с проблемой нехватки кадров, как и многие другие регионы. Сейчас молодые люди выбирают более «модные» профессии. Но, тем не менее, около 100 выпускников ежегодно приходят в детские сады и около 300 молодых специалистов трудятся в наших учреждениях. В настоящее время накоплен успешный опыт в реализации проектов: «Школа эффективного менеджмента в образовании» и «Школа молодого педагога» с целью трансляции инновационных практик управления в профессиональном пространстве г. Чебоксар.

Работа с молодыми специалистами сегодня — важное и необходимое направление в деятельности любой образовательной организации. Задача наставника — помочь начинающему педагогу реализовать себя, найти свою методическую «изюминку», развить личностные качества и профессиональные умения и увидеть положительный результат совместной деятельности в результате сотрудничества.

Сейчас много говорится о цифровизации и ИКТ-компетентности педагога. Изучали ли Вы этот вопрос? Какие задачи выходят на первый план?

Этот вопрос очень актуальный и от его грамотного решения во многом зависит, каким станет наше образование в будущем. Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации, один из элементов которой — переход от очного общения к виртуальному с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей. Считаю, что здесь важен баланс. Разумное сочетание цифрового и классического образования позволит увлечь современного ребенка в активном познании окружающего мира и опыта, накопленного человечеством. Педагогам предстоит сформировать новые методики обучения, идти не только в ногу со временем, но и немного впереди.

Все образовательные учреждения столицы подключены к единой локальной сети Интернет, создан единый электронный библиотечный каталог и внедрена система ВКС (видеосвязи). Активно развивается робототехника, практикуется использование интерактивного оборудования.

Какие профессиональные конкурсы проводятся в городе, в чем их особенность?

В городе проводятся различные конкурсы профессионального мастерства, направленные на выявление талантливых и творческих педагогов, их поддержку и сопровождение. Одним из важных столичных конкурсов является «Воспитатель года», который проводится в феврале — марте ежегодно. Как правило, в нем принимают участие более 130 воспитателей и специалистов дошкольных учреждений. Победитель муниципального этапа защищает далее честь города на республиканском и всероссийском уровнях.

Также востребован профессиональный конкурс «Верность профессии», в нем принимают участие педагоги со стажем работы более 20 лет. Уже третий год подряд около 100 стажистов демонстрируют практический опыт работы, показывают мастерство и преданность своему делу.

Еще один конкурс, который мы считаем очень значимым — «Прорыв», в нем участвуют молодые педагоги, имеющие стаж работы не более 3 лет. Они только пришли в профессию по окончании вузов и сузов, и конкурс помогает им поверить в себя, проявить свои способности, стать профессионалами своего дела. Ежегодно в конкурсе принимают участие около 100 молодых специалистов.

Сейчас повсеместно внедряются программы ранней профессиональной ориентации, насколько это важно в дошкольном возрасте, и как реализуется эта задача в практике работы ДОО?

В Национальном проекте «Образование» в качестве приоритетного направления обозначена профессиональная ориентация детей. Эту работу мы начинаем с самых юных горожан. На базе 72 детских садов созданы кабинеты IT-технологий, робототехники, LEGO-конструирования, медиа- и изо-студии, агро-лаборатории, гончарные, столярные, швейные и кулинарные мастерские.

Чтобы сделать самый главный выбор в своей жизни, необходимо владеть огромной базой знаний и иметь представления о многих профессиях. И начинается эта работа с детского сада. Воспитанники детских садов и школьники активно участвуют в таких городских проектах: «Азбука профессий от А до Я», «Университетские субботы», «Профессиональная среда», «Школьные субботы», «Промышленный туризм. Живые уроки». Ребята выходят за пределы учреждения, занятия и уроки переносятся в музеи, парки, театры и на предприятия города.

Ежегодно ребята посещают ведущие предприятия республики, что помогает им определиться с будущей профессией.

В чем заключаются сложности работы по взаимодействию с родителями воспитанников и какие пути решения проблем можно предложить?

Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня родители демонстрируют две полярные позиции по отношению к детскому саду. Первая, когда современные родители имеют свой взгляд на воспитание и образование ребенка. Такие родители с недоверием относятся к рекомендациям педагогов.

Другая позиция заключается в полной отстраненности от воспитания детей, когда родители считают, если ребенок посещает детский сад, там его пусть и воспитывают, развивают, обучают специалисты, которым за это платят деньги. В этой связи перед нами стоит непростая задача по обеспечению взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития, охраны жизни и здоровья детей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась эффективная система в работе с родителями. Использование разнообразных ее форм дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» переходят в разряд активных участников. Так, например, по инициативе управления образования активно развивается новая форма сотрудничества — «родительский контроль», в ходе которого осуществляются оценка качества питания, дегустация блюд из детского меню, проходят мастер-классы по приготовлению рациона 10-дневного меню и образовательные квесты. Но работа по внедрению современных активных форм взаимодействия с родителями на данный момент еще не закончена, и мы находимся в постоянном поиске.

Какие условия необходимо создать для обеспечения преемственности между детским садом и школой? Какие формы сотрудничества, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?

Уже более 7 лет мы реализуем проект «Преемственность: детский сад — школа». В его рамках все дошкольные организации тесно взаимодействуют со школами, находящимися в шаговой доступности. Здесь важно выработать единую концепцию в вопросах преемственности программ, методик обучения, базовых знаний и умений. Для плавного перехода мы практикуем методы активного погружения ребенка в школьную образовательную среду.

Ребята посещают образовательные пространства школы, как учебные классы, так и лаборатории, мастерские. Проходят совместные интегрированные занятия и досуговые мероприятия с будущими первоклассниками и недавними выпускниками детского сада. Педагоги дошкольных учреждений активно взаимодействуют с учителями начальных классов, обмениваясь технологиями и методиками, направленными на освоение академических знаний и учебных компетенций. Важно грамотно настроить родителей, которые должны понимать самоценность детства, не превращая его только в подготовку к школе.

Какая работа проводится по воспитанию у детей готовности к межкультурной коммуникации?

В нашей республике два государственных языка — русский и чувашский. И изучению обоих языков, и в том числе культуре и обычаям народа, уделяется самое пристальное внимание. Начиная с 4—5 лет, ребята погружаются в атмосферу чувашского искусства, костюма, речи, песен, танцев, литературы. Все это способствует формированию толерантности и уважения к людям разных национальностей.

Успешно реализуется проект по обмену опытом между регионами нашей огромной страны. Так, многие сады тесно сотрудничают с коллегами из Казани, Ульяновска, Йошкар-Олы, Мурманска, Екатеринбурга и многих других городов. Телемосты и онлайн-конференции, открытые эфиры давно стали обычным делом для ребят по обе стороны экрана.

Каковы задачи и направления работы в плане духовно-нравственного воспитания дошкольников?

«Гражданское самосознание, так же как и патриотизм, не дается при рождении, они формируются. Формируются поступками взрослых, моделями поведения и образами, которые транслируют средства массовой информации, всей нашей общественной средой: культурой, наукой, образованием. Все это наравне с традициями семьи вносит свой вклад в воспитание молодежи», — отметил Владимир Путин.

Говоря об образовании, нельзя забывать и о воспитательной составляющей. С 2021 г. патриотическое воспитание реализуется в рамках национального проекта «Образование».

Нам есть чем гордиться. Мы с гордостью носим имя Города трудовой доблести и чтим трудовые подвиги строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Считаю, что уже с младшего возраста дети должны изучать историю страны и малой Родины. Родители стали нашими помощниками и инициаторами многих акций. Так, например, проект «Парад дошколят» с 2018 г. известен на уровне России. Необходимо продолжить работу по развитию кадетского, поискового и тимуровского движения, создать военно-патриотические объединения во всех образовательных организациях.

Какова, на Ваш взгляд, формула профессионального успеха?

«Любить то, что ты делаешь вместе со своей командой, и делать это качественно!» — вот, наверное, в чем заключается мой профессиональной успех.

  • Опубликована в журнале: №3/2022
Прочитано 386 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868