Как подготовить ребенка к школе, или Чему учить будущего первоклассника?

Гуцул В.Ф., д-р пед. наук, учитель начальных классов Теоретического лицея им. П. М овилэ, г. Кишинев, Республика Молдова

Оценка подготовленности ребенка к школе прежде всего по уровню его интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка и учителей и родителей. Многие считают, что необходимое условие подготовленности — максимально большой объем знаний, который должен иметь дошкольник. Старания родителей при этом не знают меры, а психолого-физиологические возможности детей в расчет не принимаются. Папы и мамы, не научив ребенка элементарным навыкам самообслуживания, загружают его всевозможными сведениями, не учитывая возрастные особенности. Такие дети приходят в школу читающими, считающими, но через полгода их обгоняют те, кто не умел ни читать, ни считать. Часто они не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу поощрениями, к чему они привыкли, занимаясь дома с мамой или бабушкой.

В условиях работы в классе (при наполняемости 25—30 чел.), к сожалению, возможности для индивидуальной работы с такими детьми минимальны, и они быстро теряют интерес к учебе, а поскольку сами сосредоточиться и активно работать не могут, начинают отставать, и примерно с середины учебного года учиться им становится все труднее и труднее, а родители не могут понять, в чем дело.

Важным аспектом общей подготовленности к школе выступают не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, но и умение увидеть связи, закономерности.

Учителя предпочитают ребенка, которого специально не учили ни писать, ни читать. Почему? Потому что процесс чтения и письма имеет очень сложную психофизиологическую особенность. Его может успешно осуществлять только грамотный специалист, т.е. учитель, владеющий методикой обучения грамоте. Ребенка, неправильно подготовленного в домашних условиях, учителю придется не только учить, но и переучивать.

Так что же, все пустить на самотек и не заниматься с ребенком? Нет, обязательно заниматься и создавать условия, предпосылки для успешного обучения чтению и письму. Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития мелкой мускулатуры руки и пальцев. Многие дети с трудом осваивают технику письма, не могут работать с кистью и красками, потому что у них плохо развита мелкая мускулатура пальцев. Целесообразно задолго до школы начинать заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой, пальчиковыми играми (с мячом, пластилином, счетными палочками, мозаикой).

Как правило, психолого-физиологическая готовность к школе возникает естественным путем при нормальном развитии дошкольника; имеется в виду, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно-ролевые игры, так и в игры по правилам. Он рисует, лепит, раскрашивает картинки, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на музыкальных инструментах (бубне, дудке, барабане) и, конечно же, слушает сказки и рассказы. Чтение взрослых детям должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка. Вырастая в такой атмосфере, ребенок к шести годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать, считать, и в этом на первых порах ему вполне могут помочь, не нарушая методики, окружающие его близкие взрослые. И все это происходит естественно, без лишнего напряжения в виде специальных уроков.

Вопрос о готовности ребенка к школе следует рассмотреть и с точки зрения дефектолога и логопеда. Дети с неярко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не выделяются (или мало выделяются) среди своих сверстников и поэтому не вызывают особой тревоги у родителей. Однако с началом школьного обучения часто обнаруживается полная несостоятельность таких детей. Они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы
класса.

Чтобы ребенок смог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит, что ему должно быть доступно следующее:

  • ребенок должен уметь различать предметы и геометрические фигуры по их форме (овальный, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный и т.п.);
  • различать фигуры по величине (большой, маленький, средний) и владеть такими понятиями, как «больше — меньше», «длинный — короткий», «высокий — низкий», «толстый — тонкий», «широкий — узкий»;
  • определять расположение предметов и фигур в пространстве по отношению друг к другу, т.е. понимать пространственные отношения между ними: «высоко — низко», «вверху — внизу», «выше — ниже», «далеко — близко», «слева — справа», «впереди — сзади».

С логопедической точки зрения под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимается правильное произношение всех звуков (не должно быть замен одних звуков другими). Правильное произношение звуков речи важно потому, что на первых этапах обучения письму очень широко используется синхронное (одновременное с написанием) проговаривание ребенком каждого записываемого слова. Это позволяет уточнить его звуковой состав. Полное исключение проговаривания затрудняет звуковой анализ и синтез слов, что приводит к резкому увеличению количества ошибок (пропуски букв, вставки лишних букв и т.п.). Неправильное же проговаривание, связанное с заменой одних звуков речи другими (типа «салф» вместо «шарф» или «голка» вместо «горка»), дает тот же самый, если еще не худший, результат — в письме ребенка появляются однотипные и трудно устранимые буквенные замены.

Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:

  • развитая слуховая память;
  • остаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений;
  • хорошее владение устной речью (звукопроизношение, словарный запас, связная речь);
  • развитая тонкая ручная моторика.

Сама возможность овладения этими предпосылками к письменной речи предполагает также наличие у ребенка устойчивых внимания, памяти, мыслительных способностей.

Развитие детей может носить целостный, последовательный характер, только когда проблемы дошкольного и школьного образования решаются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Именно тогда возожно осуществление единой линии общего развития ребенка в детском саду и начальной школе. Необходимо, чтобы его введение в школьную жизнь стало общей задачей и разделением ответственности не только педагогов детского сада и школьных учителей, но и родителей.

Литература

  • Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. Новосибирск, 1987.
  • Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу — с игрой! М., 1991.
  • Гуцул В.Ф. Адаптация первоклассника к школе (из опыта работы учителя начальных классов) // Начальная школа. 2017. № 7—8 (67—68). С. 2—7.
  • Гуцул В.Ф. Ваш ребенок — будущий первоклассник: кн. для родителей. Кишинев, 2007.
  • Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. Кишинев, 1990.
Прочитано 1259 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868