Организация личностно ориентированного развивающего пространства в ДОО

заведующий МДОБУ д/с № 20, г. Оренбург

Современная образовательная среда является мощным средством социализации дошкольников и формирует у детей базовую картину мира, представления об обобщенных, универсальных правилах и нормах поведения, требованиях социального окружения и способах построения отношений с обществом через взаимодействие со взрослыми и сверстниками [1].

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Во ФГОС ДО указано, что развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО для развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с особенностями их психического развития, охраны и укрепления здоровья. Также она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность и эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения и уединения [2].

Для реализации указанных задач предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Е.О. Смирнова указывает, что особое внимание к эстетике интерьера можно отнести к лучшим традициям российской системы дошкольного воспитания. Сотрудники ДОО даже при скромном материально-техническом оснащении обеспечивают высокохудожественное оформление интерьера, используя при этом собственное художественное творчество, творческий потенциал профессиональных художников и родителей [2].

Редкий детский сад сегодня может похвастаться тем, что его стены украшены росписями. В детском саду в селе Черный отрог Саракташского р-на Оренбургской области профессиональные художники вместе с педагогами дошкольного образования смогли предложить подрастающему поколению позитивный взгляд на жизнь, интересные познавательные игры и уважение ко всему, что населяет этот яркий веселый мир детства.

Идея оформления детского сада основана на особенностях психологии восприятия мира ребенком, его умении фантазировать, играть, познавать окружающий мир, на детских фантазиях и готовности детей к разнообразным эмоциональным переживаниям.

Основа художественной концепции оформления — игра. На изображениях представлены мальчик и девочка вместе со своими постоянными спутниками котом и собакой, попадающие в забавные и смешные истории. Они трудятся и отдыхают, веселятся и удивляются. С максимальной информативностью сюжеты подобраны как из реальной жизни детей, так и вымышленные. Раскрываются возможные и невероятные ситуации. Все пространство, доступное детскому взгляду, населено знаками и тематическими символами.

При входе в детский сад на стенах холла можно увидеть, как сменяются времена года. Наши воспитанники зимой катаются на коньках вместе с пингвинятами, весной проплывают на лодке среди цветущей фауны мимо старой черепахи, спасаются от дождя, а после меряют лужи, где рядом купаются поросята. Летом идут на рыбалку вместе с котом в водолазной маске и спасаются от пчел при помощи воздушных шаров. А где-то в камышах аисты приготовились к доставке малыша очередной счастливой паре. Радостные дети, сделав из бумаги самолет, летят наперегонки с яркими птицами.

Среди росписей можно заметить, что особое место занимает любящая семья, которая имеет огромное значение для каждого ребенка: вместе с папой мальчик выпускает птицу на волю, мама расскажет сказку, а дочка собирает ягоды на лужайке. С дедушкой можно лепить снеговика и кидаться друг в друга снежками.

Тщательно подобранные образы несут образовательную и воспитательную функцию, могут служить дидактическим пособием для педагогов. Несложные бытовые сюжеты помогают развивать у детей воображение, понятийное и ассоциативное мышление, любознательность, а также пространственное восприятие.

Росписи стен в группах отличаются сюжетными линиями и соответствуют ритму жизни ребенка в детском саду. В спальне на рисунках после активной игры все спят — дети, птички, мышки, и тогда малыш, пришедший в детский сад, тоже уснет. После сна, вернувшись в игровую комнату, увидит, что все его знакомые на рисунках тоже проснулись, и началась любимая игра.

Можно поиграть в строителей

Быть строителем — нелегкая работа. Посмотрите, как дети и их маленькие друзья в специальной одежде, защитных касках и рукавицах, используя настоящую строительную технику, строят дом, муравьи несут сообща крышу, журавли устанавливают ее, словно краны. Мальчик подает оконную раму, пес занимается кладкой кирпича. В это время девочка руководит длинноногими птицами, которые замеряют габариты будущего сооружения. Кот вместе с мышами собрались покрасить все вокруг, а солнышко, глядя на них, весело смеется. Кто хорошо поработал, тот должен хорошо поспать. Главный строитель крепко уснул, и улитка отдыхает, и птички спят, и девочка-помощница спит, и снится им сон про построенный дом.

Кто хочет быть ученым?

Ученые — одна из самых нужных профессий. Всегда необходимо что-то изобретать. Важно много знать, читать. И тогда можно придумать дерево, у которого вместо плодов лампочки, чтобы всем стало светло. Ученых окружают книги, формулы, цифры, пробирки и микроскопы. Результат исследований и опытов — несуществующие в природе организмы и новый робот-помощник. «Научным работникам» необходимо хорошо выспаться, чтобы голова была светлой. А во сне приснятся новые формулы и астрономическая сырная планета. Все спят: и совы, и научный кот.

Кем ты будешь?
Фермером

А чтобы быть им, нужно много уметь и долго трудиться, чтобы вырастить урожай. Мальчик на тракторе пашет в поле, а девочка с косичками несет воду коромыслом, она будет поливать высаженные семена. И они не могут без помощников: любимый кот ловит ворону, а мышки собирают семечки. Детей окружает природа родного края, и весь мир кажется просторным, светлым и добрым. Маленькие фермеры хорошо потрудились и захотели спать. Девочка уснула после сенокоса, и даже прекрасный конь в яблоках уснул. Мышка-рыбак уснула и, кажется, проспит свой улов. Отдыхают уточки и цыплята, корова не мычит. Все уснули.

Быть садоводом?
Прекрасная идея!

Собрать хороший урожай и самому вскопать грядку — мечта каждого ребенка. Спелые яблоки и груши, и как всегда рядом верный пес, и где-то в саду спит кот! Ароматные пироги с яблоками любят все. Маленькие садоводы ухаживают за деревьями и кустарниками, собирают спелую ягоду. С любовью и заботой поливают растения, копают, пропалывают грядки и даже удобряют. Мальчик очень наблюдательный, он знает, какие груши спелые, а какие нет. Верный помощник маленького садовода любимый пес следит, чтобы яблоко никуда не убежало. Веселые бабочки в саду танцуют над цветами. Здесь летом свежий воздух, пахнет ягодами и пирогами с яблоками. Легли садоводы спать. Девочка уснула с книжкой, а рядом уснули все ее друзья.

Я космонавт!

Мир космоса и огромной Вселенной покоряется маленьким космонавтам. Мальчик летит на ракете вокруг планеты-чашки, собирает сведения о космическом явлении. Любимый пес в скафандре бороздит просторы вокруг таинственного шара. Среди звезд дети попадают в невероятные приключения и делают новые открытия. Как и на Земле, даже в космосе всем надо спать. Космонавты спят, а во сне видят космические сны про новую планету, знакомую девочку, про странные цветы и необычных животных. Спит кот-космонавт, и снится ему инопланетная птичка.

Любимая игра в пиратов

Бесстрашные маленькие пираты плывут на корабле, а вокруг большие волны и морские чудовища. Впереди необитаемый зеленый остров, а там, конечно, пираты спрятали сокровища! Главный пират — капитан корабля, у него верная команда. Пираты отважные, умные, веселые, умеют находить путь к сокровищам по картам, разгадывать загадки и распутывать страшные тайны. Их всегда манят новые приключения! Уставшие после плавания по морям пираты уснули, девочка-пиратка спит на спине у кита. Рядом с пиратским золотом в гамаке сладко спит счастливый капитан.

Дети-автолюбители

Мальчик и девочка играют в новую игру, они — автолюбители. Смешные фиолетовые дороги, по которым девочка может прокатиться на самокате до самых облаков. На дороге есть правила, о них напоминают разделительные полосы и флажки. А если сломалась машина, починить ее маленькому механику не составит труда — в его мастерской много инструментов. Друзья кот и собака тоже всегда рядом, весело бегут за машиной и самокатом! Во всем видны движение, радость и детский восторг. После долгой дороги автолюбители спят, а мастер уснул прямо под машиной, в ремонтной мастерской.

Сладкоежки

Счастливое детство невозможно без сладкого! И здесь сбываются все детские мечты: огромный торт, конфеты, пряники, трубочки с кремом, пироги и калачи... Все вокруг превращается в праздник и вкусное чаепитие. Кот летит за карамельной птичкой. Собачку притягивает мороженое. Птички танцуют вокруг маленького торта. Девочка-повар в белом колпаке угощает всех сладостями. Сладкоежки уснули и видят самые сладкие и вкусные сны! Мальчик укрылся пирогом, а девочка уснула на банане.

После каждой истории дети возвращаются к маме и папе рассказать про все приключения и вместе помечтать о новых...

Прочитано 2403 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868