Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья опубликована в журнале "Воспитатель ДОУ" №3/2013.

Гудкова Т.В.,
канд. психол. наук, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск

В настоящее время приоритетным направлением в работе с детьми с ОВЗ, кроме коррекции, направленной на ослабление, исправление имеющихся отклонений в развитии, выступает создание условий для полноценного развития детей, предупреждения и преодоления проблем, связанных с обучением в школе.

В клинике детских церебральных параличей ведущими являются двигательные нарушения, характеризующиеся центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации. Кроме того, у детей происходят задержка и нарушение формирования всех видов сенсорных функций, восприятия. Ограничение практического опыта становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций. У детей с ДЦП часто возникают психологические проблемы, связанные с переживанием двигательного дефекта, социальной депривацией; трудности в коммуникации из-за двигательных и речевых нарушений, что порождает психологическую напряженность, социально-психологическую дезадаптацию. У них наблюдаются расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах, что проявляется в неустойчивости эмоций, преобладании негативных эмоций над позитивными.

В практике ДОУ используются различные подходы и технологии для воспитания и обучения детей с нарушениями развития, в основе которых лежит идея индивидуализации воспитания и обучения, учитывающая как состояние здоровья, степень тяжести дефекта, так и индивидуально-типологические особенности ребенка.

Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей — занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития. В сенсорной комнате находятся различные приборы, создающие свето-цветовые и звуковые эффекты. Так, воздушно-пузырьковые световые колонны значительно усиливают сенсорные ощущения. В них перемещаются пузырьки воздуха, меняется цвет воды и можно наблюдать за медленным движением разноцветных рыбок. При этом развиваются зрительное восприятие, внимание, координация, а также состояние покоя, расслабление. Эффект усиливается за счет углового зеркала, находящегося за пузырьковой колонной. Кроме визуального эффекта, при касании ощущается легкая вибрация. Воздушно-пузырьковая колонна может использоваться в режиме подсветки без пузырьков.

Настенные интерактивные панели, панно, например «Бесконечность», «Водопад», дают различные стимулирующие визуальные, акустические и тактильные эффекты, развивают пространственные ощущения. Световые проекторы («Солнечный», «Жар-птица», «Зеркальный шар») создают визуальные завораживающие спецэффекты на стенах и потолке. Эффект усиливается при отражении в зеркалах. Фибероптические волокна «Звездный дождь» придают визуальную, тактильную стимуляцию, чувство спокойствия. Их можно трогать, держать в руках.

Сенсорная комната — интер­активная среда. Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный разноцветными шариками, а также напольные тактильные дорожки. Сенсорная (тактильная) дорожка состоит из разноцветных и разнофактурных модулей с различными тактильными поверхностями (мягкая, жесткая, гладкая, шероховатая, колкая), текстурой ткани (мешковина, вельвет, шерсть, шелк, мех, фланель, кожа, бархат) и их наполнением (фасоль, горох, песок, гречка, палочки и т.д.).

В сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Так, тактильные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику. Рисование песком, или песочная анимация, способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга (поскольку рисование происходит пальцами обеих рук), воображению, а также снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя. Вместо песка можно использовать любой мелкий сыпучий материал, например манную крупу или кофе. Занятия желательно сопровождать музыкой.

Важный элемент каждого занятия — этап релаксации, когда ребенок, лежа на мягком пуфе, придающем ему удобное положение тела, или на другом мягком покрытии, расслабляется. Во время отдыха, релаксации и для визуализации звучит успокаивающая музыка.

Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

—    развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);

—   коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции, тренирующих дыхание).

Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок.

В ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности

Игра «Волшебный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной величины, формы, фактуры (небольшие игрушки, геометрические фигуры и др.). Ребенку предлагают, закрыв глаза, на ощупь найти любой предмет, определить его свойства по ощущениям, из какого материала он изготовлен (например, из стекла, пластмассы, дерева, железа), назвать его. Сначала наводящие вопросы задает воспитатель, а затем, когда игра усвоена, — спрашивают дети. Вопросы могут быть следующего характера: «Предмет легкий или тяжелый, гладкий или шероховатый, мягкий или твердый, пушистый или гладкий?», «Утонет в воде или нет?» Можно использовать элементы исследовательской деятельности на занятиях. Проверить свойства предметов можно с помощью установления их сходства и различия, использовать, например, весы, емкость с водой.

Другой вариант игры с волшебным мешочком, когда внутри его могут находиться разные наполнители: фасоль, горох, чечевица, гречка, пшено, рис, манка, песок, орехи, косточки от вишни или фиников, мелкие камешки, пуговицы, а также различные предметы. Воспитатель называет предмет, а дети должны на ощупь найти и достать его.

Игры в волшебный мешочек могут быть тематическими. Для этого в него можно положить разные предметы по определенной тематике. Например, на Новый год — шишки, маленькие пластмассовые елочные игрушки, каштаны, ребристые грецкие орехи, гладкие желуди, конфетки; при изучении овощей и фруктов — небольших размеров редис, морковку, яблоко, картофель, лук, огурец и т.п.

Упражнение «Найди пару»

Детям предлагается по образцу, изображенному на картинке, найти такой же предмет в волшебном мешочке на ощупь. Предметы могут быть разными, например, набор геометрических фигур разной формы, величины и цвета или игрушки небольших по размеру животных, пуговицы разных форм и размеров.

Упражнение «Рыбаки и рыбки»

Для этого упражнения необходимы различные пуговицы. Представив, что дети отправляются на рыбалку на необычное Пуговичное озеро, им предлагается вообразить себя рыбаками, а пуговицы — разными разноцветными рыбками. Рыбакам нужно «выловить рыбок», которые им понравились, и рассказать о них (какие они — большие или маленькие, круглые или квадратные, гладкие или шероховатые). Затем всем детям свой «улов» нужно положить в ведерко и, закрыв глаза, на ощупь найти свои «рыбки».

Упражнение «Поможем повару»

Детям предлагается помочь повару отсортировать горох от фасоли, находящиеся в одной емкости. Для этого им даются пустые лотки. Напоминаем, что работать нужно обеими ручками. В ходе выполнения задания можно задавать вопросы, например: какие блюда можно приготовить из этих круп?

Сенсорные одеяло и коврик представляют собой сюжетное полотно, которое может быть выполнено в различных вариантах с акцентом на заданную тематику. На ткани создается сюжет, планируется каждый элемент, имеющий разную фактуру и расцветку, форму и различное назначение. Например, пуговицы, бусины разного размера, которые можно пришить на ткань; ленточки, петельки, шнуровки, молнии, кнопки; детали на липучках (их можно прикреплять в самых разных местах коврика, перемещая по нему, в зависимости от сюжетно-ролевой игры). Элементы сенсорного одеяла могут иметь разные варианты применения в зависимости от возраста и должны быть безопасными для детей. Сенсорные одеяла, коврики развивают разнообразные тактильные ощущения, цветовое восприятие, пространственную ориентировку, стимулируют развитие зрительной ориентации, воображение, способствуют изучению форм, цветов, времен года, частей тела, алфавита, цифр, чисел.

Для развития мелкой моторики, формирования навыка координированных движений правой или левой руки можно использовать работу с различными по толщине нитками, шнурами.

Упражнение «Художники»

На листе бумаги формата А4 изображен предмет, например яблоко. Нужно сначала на этой картинке с помощью шнура обвести контур яблока, затем на поверхности шероховатого или ворсистого материала (ковра, бархатной бумаги) по образцу также выложить контур изображенного предмета. Напомнить детям, что выполнять задание нужно обеими ручками. Затем дети отгадывают друг у друга полученные изображения. Также можно использовать для выкладывания контура изображений мелкие предметы — семена, плоды, пуговицы. Образцом может быть сам предмет, а не картинка.

Упражнение «Ножницы потерялись»

Для выполнения этого задания необходимо изобразить на листе бумаги какой-нибудь предмет. Детям дается задание — аккуратно без ножниц, с помощью рук, отрывая кусочки бумаги, «вырезать» по контуру этот силуэт. Другой вариант задания можно выполнять с опорой на контур и без него. Из листа бумаги, на котором нет изображения предмета, ребенку нужно придумать его и с помощью рук отрывать кусочки бумаги, чтобы получился задуманный силуэт. Дети отгадывают друг у друга полученные изображения.

Упражнение «Шнуровка»

Для выполнения этого задания необходимы разные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы, круги), изготовленные из дерева для шнуровки, и фигура-шнуровка «Домик». Следует продевать шнурочки в отверстия на предметах.

Из двух треугольников нужно составить квадрат, соединив их с помощью шнурка. Можно задать вопрос: «Какие нужно взять треугольники, чтобы получился квадрат?» Далее, на фигуре домика, используя разные геометрические фигуры, заполняют его недостающими деталями с помощью шнуровки (прикрепить геометрические фигуры, чтобы получился домик с окнами, дверьми, крышей, трубой).

Предлагаем другие варианты заданий с использованием шнуровки. На фигуре машины прикрепить детали из геометрических фигур с помощью шнуровки. Продеть разные по цвету шнурки в отверстия на машине так, чтобы получились разные геометрические фигуры. На фигуре-шнуровке «Ежик» нужно прикрепить шнурком геометрические фигуры так, чтобы получился грибок, яблоко, груша. Во время проведения упражнений детям загадываются загадки.

Упражнение «Настроение в тесте»

Способствует развитию мелкой моторики, а также творческого воображения. Из муки, соли и воды замешивается соленое тесто, из которого детям предлагается слепить любую фигурку, по настроению, что нравится. Например, животное или цветочек. Выполнять задание можно в крышках от коробок.

Упражнение «Составь буквы, цифры»

В сенсорной комнате на напольном покрытии можно использовать цветные шарики для составления цифр, букв, слов. Задание выполняется каждым ребенком индивидуально. В корзинку (коробочку) кладутся разноцветные шарики из сухого бассейна. Детям предлагается составить из них несколько цифр, букв и слов. Затем дети отгадывают друг у друга полученные изображения. Для этого задания также используются и разноцветные пластмассовые крышечки.

Подвижные упражнения игрового характера

Такие упражнения способствуют тренировке мелких мышц кисти рук и выработке координированных движений. Кроме того, выполнение заданий в группах способствует развитию умения работать в команде, доверять друг другу, воспитывают чувства взаимопомощи, взаимовыручки, вырабатывает групповой дух команды.

Упражнение «Передай мяч друг другу»

Дети делятся на две команды. Участники каждой команды садятся на мягкое ковровое покрытие на небольшом расстоянии друг за другом. Перед первым игроком находятся две корзины: одна с набором шариков (красного, синего, зеленого, желтого цвета) из сухого бассейна, другая — пустая, в которую он должен их положить.

Первый игрок по команде берет из корзины любой из шариков и передает его с помощью поднятых вверх рук назад второму, второй — следующему за ним игроку, и так до тех пор, пока шарик не окажется в руках у последнего. Затем последний игрок должен передать шарик вперед, пока шар не окажется у первого игрока, который кладет его в пустую корзину. Эстафета продолжается до тех пор, пока все шарики не окажутся в другой корзине.

Упражнение «Набери шарики»

Каждой паре детей нужно по команде набрать как можно больше шариков определенного цвета в свою коробку, на сторонах которой из цветной бумаги наклеены кружки данного цвета. цвет шариков выбирается в игровой форме. Время выполнения задания определяет воспитатель. При проведении такого рода заданий необходимо вначале объяснить детям: в игре они развивают свои пальчики, чтобы лучше рисовать, писать. И во время игры нужно уважительно относиться друг к другу. Можно дать детям иной вариант задания — собирать только маленькие шарики, находящиеся в сухом бассейне. После проведения игры дети с воспитателем подсчитывают количество шариков, определяя победителей. Затем состав групп можно поменять.

Упражнение «Секрет»

В сухом бассейне спрятано несколько предметов, их нужно найти. Детям предлагается зайти в сухой бассейн и найти спрятанные среди шариков предметы.

Упражнение «Часики»

Дети находятся в сухом бассейне на достаточном расстоянии друг от друга. Лежа на спине, нужно ухватить ступнями и поднять один шарик как можно выше. Далее нужно захватить между ступнями шарик и, подняв ноги, отклонить их вправо и влево. После ребенок ложится на живот и также должен ухватить ступнями шарик и поднять его вверх. Можно менять наклон ног, имитируя стрелку часов, показывающую время.

Упражнение «Ловкость»

Упражнение выполняется сидя, находясь в сухом бассейне. Нужно положить один шарик между двумя ладонями и катать его то в одну, то в другую сторону так, чтобы он не упал. Это задание можно выполнять и с двумя шариками. Далее попросить детей назвать все предметы, находящиеся в комнате, такого же цвета, как их шарики.

Упражнение «Лесная дорожка»

Упражнение выполняется на напольной сенсорной дорожке, состоящей из разных модулей.

Воспитатель. Представьте себе, что мы находимся в волшебном лесу и идем по лесной дорожке. Идти нужно не спеша, друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Слушаем пение птиц в лесу и журчание ручейка. На нашей дорожке встречаются разные камешки. Вы чувствуете их? Эта разноцветная волшебная дорожка дает нам силы. назовите ее цвета. А какие растения растут около нашей дорожки? По лесной тропинке мы с вами пришли на опушку леса.

Упражнение «Ушки зайчика»

Детям предлагается сесть или полулечь на мягкое покрытие, вытянуть ножки, руками опереться сбоку или сзади.

Воспитатель предлагает представить, что ступни — это ушки зайчика, нужно пошевелить ими, как делают зайчики. Посмотреть, у кого какого цвета ушки. Дети называют цвет, исходя из цвета их носочков.

Воспитатель. Представим, что зайчик услышал какие-то звуки и навострил свои ушки. (Показывает движения по образцу. Носочки ступней направлены вверх.) Зайчик испугался, задрожал, и его ушки тоже задрожали.

Дети совершают ступнями легкие движения вправо-влево.

А затем зайчик стал убегать.

Обе ступни ног наклоняют асинхронно то вперед, то назад, например, правая ступня вперед, левая назад и т.д.

Зайчик все быстрее бежит.

Увеличивают скорость движения.

И спрятался.

Ступни нагибают вперед к полу и кладут друг на друга, затем меняют их местами.

Упражнение «На реке»

Из модулей тактильной дорожки (подушечек с разными наполнителями) на полу составляется дорожка, по которой дети будут ходить.

Воспитатель. Представим, что это камешки в реке. Нужно вставать на них осторожно и нельзя наступать в другое место — там вода. По этим камешкам нужно выйти на другой берег.

Упражнение «Лабиринт»

Детям дается задание — сделать лабиринт из шариков. Для этого на мягкое напольное покрытие кладутся на достаточном расстоянии друг от друга цветные шарики из сухого бассейна в две дорожки так, чтобы получился лабиринт. Детям предлагается пройти по нему аккуратно, не заходя за границы. Можно разыграть сюжетно-ролевую игру, попросив ребят представить себя в образе каких-либо героев сказок. Упражнение надо проводить как индивидуально, так и в командах в форме соревнования.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения

Упражнение «Кубик эмоций»

Дети располагаются по кругу на мягком напольном покрытии. Воспитатель объясняет, что дети будут играть с кубиком, на каждой стороне которого изображено лицо, отражающее какое-нибудь настроение, эмоцию. Дети должны бросать друг другу кубик и при этом изображать настроение с помощью мимики, соответствующей выпавшему на кубике выражению лица. Перед началом игры каждый ребенок должен взять кубик в руки и внимательно рассмотреть картинки на его сторонах.

Упражнение «Волшебное зеркало»

Для выполнения данного упражнения используется панно «Бесконечность». Лучше проводить его индивидуально. Вначале ребенок садится или ложится напротив панно и вглядывается в бесконечность. Ему предлагается представить, что он смотрит в волшебное зеркало. В нем можно увидеть все, что придумаем, нужно смотреть сначала на ближайший светящийся круг, а затем на следующий отдаленный круг, как бы все отдаляясь в бесконечность. Затем постараться представить себе, что он находится в будущем, и рассказать о том, каким стал, чем занимается. Или же представить себя каким-либо героем сказки, придумать и рассказать историю этого героя.

Упражнение «Заплетаем косу»

В этом упражнении используются фибероптические волокна, меняющие цвет по всей длине, напоминая разноцветный водопад. Выполнять упражнения можно стоя, сидя, лежа. Например, перебирая волокна по одному, ребенок должен продолжить фразу «Я самый…», говоря о своих хороших качествах, либо придумывая желаемые.

Другой пример упражнения. На каждое волокно нужно придумать ласковое имя для себя. Можно, перебирая волокна, за­плетать из них косы.

Релаксационные упражнения (проводятся под музыкальное сопровождение)

Упражнение «В море»

Находящемуся в сухом бассейне ребенку предлагается представить, что он плавает в море сначала на животе, затем на спине, на боку, гребет руками. Он должен имитировать движения. Затем спокойно полежать на волнах, закрыв глаза, и представить себе, что спокойно покачивается на волнах. Во время упражнения звучит релаксационная музыка «Океан».

Упражнение «Рыбки»

Дети ложатся на мягкое напольное покрытие или в сухой бассейн.

Воспитатель. Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали. Закройте глазки. Представьте, что вы — маленькие разноцветные рыбки, плавающие в море, мягко шевеля своими плавничками и хвостиками. Вы плаваете и видите во­круг других разноцветных рыбок, которые вам улыбаются; вы видите водоросли, разноцветные камешки, лежащие на дне. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть. Вы представляете, как плавно опускаетесь на мягкий теплый песочек на самое дно моря. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне. Вы чувствуете, что набрались сил и хорошенько отдохнули. Поэтому быстренько поднимаетесь на поверхность моря, где видны лучики солнца. Теперь можно открыть глазки и улыбнуться солнышку.

Упражнение «На берегу моря»

Воспитатель. Закройте глазки. Постарайтесь представить, что вы оказались летом на берегу моря. Вы лежите на теплом песочке, а сверху ласково греет солнышко. Вам тепло и приятно лежать. Вы чувствуете, как солнышко ласково посылает вам свои теплые лучики. Один лучик солнца нежно коснулся вашего личика и подарил вам улыбку. Второй лучик солнышка нежно коснулся ваших ручек и подарил вам ловкость. Третий лучик солнышка коснулся вашего туловища и подарил вам гибкость. А еще один лучик солнца нежно коснулся ваших ножек и подарил вам силу. У вас хорошее настроение, вы отдохнули, откройте глазки.

Упражнение «Водопад»

Для этого упражнения используется интерактивное панно «Водопад». Рассматривая пейзаж на картине, дети наблюдают за «падающей водой», рассыпающимися разноцветными брызгами, слушают ее журчание, пение птиц. Они должны представить, что каждый находится в каком-нибудь месте под водопадом. Затем детям предлагается лечь поудобнее на мягкое напольное покрытие, закрыть глазки и представить себе, что, как и на картине, каждый стоит под небольшим водопадом.

Воспитатель. Вода в нем чистая и теплая. Вам тепло и очень приятно находиться под водопадом. Вы чувствуете, как струйки воды стекают на волосы, лицо и мягко струятся по всему телу. Давайте немного постоим под водопадом и послушаем его шум. Представьте, что вместе с водой уплывают от вас все неприятности и огорчения, а остается только хорошее. Вы чувствуете, как набираетесь сил, бодрости, становитесь уверенными, у вас хорошее настроение. Вы чувствуете себя бодрыми, веселыми и полными сил. С хорошим настроением откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

Упражнение «Летняя ночь»

Воспитатель. А теперь вы летите на ковре-самолете и оказываетесь на берегу моря.

Звучит спокойная мелодия. Детям предлагается лечь на мягкое напольное покрытие поудобнее, чтобы ручки и ножки отдыхали, и закрыть глазки.

Начинается волшебный сон. Представьте себе, что наступила чудесная летняя ночь, вы лежите на мягком теплом песочке у моря и смотрите на небо. Вы видите, как зажигаются яркие звездочки и медленно-медленно плывут по синему небу. Вам тепло и приятно лежать на песочке. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Дышите ровно и легко. Но ночь подходит к концу, гаснут на небе звезды, и наступает утро. Вы видите, как в небе появляется солнышко, оно ласково греет вас, и настроение становится веселым. Вы отдохнули и полны сил. Теперь откройте глазки и с хорошим настроением улыбнитесь друг другу.

Упражнения на развитие визуализации

Упражнение «Золотые рыбки»

Дети устраиваются около воздушно-пузырьковой колонны с рыбками. Они внимательно рассматривают происходящее в ней — как меняется цвет воды, движутся пузырьки и плавают разноцветные рыбки, шевеля хвостиками. Детям предлагается сосчитать плавающих рыбок, выбрать понравившуюся, дать ей имя и следить глазками за подъемом и опусканием разноцветных рыбок — какая рыбка в воде выше поднимется. Затем прикоснуться ладошками к пузырьковой колонне, рассказать о своих ощущениях. Закрыв глазки, дети должны назвать все цвета воды, которые они видели. Далее нужно попросить детей подумать и рассказать, что бы они сделали, если бы стали золотой рыбкой? Какие бы хотели исполнить желания?

Упражнение «Нарисуй свое имя»

Закрыв глаза, дети должны представить перед собой чистый листок бумаги. Мысленно на нем написать свое имя, мысленно взять карандаш, например синего цвета, и раскрасить им свое имя. Затем стереть его и вновь взять любого цвета карандаш и написать свое имя. Открыть глаза и рассказать, кто каким цветом нарисовал свое имя.

Упражнение «Творчество»

Дети сидят на мягком напольном покрытии, закрыв глаза. Напоминаем, что во время этой игры никто не разговаривает. Детям предлагается представить мысленно любой предмет (мячик, елочку, рыбку и т.п.). Далее нужно постараться также мысленно изменить размер этого предмета (увеличить и уменьшить его), изменить его форму (например, сжать как гармошку). Потом предлагается мысленно взять цветные карандаши и аккуратно раскрасить этот предмет в какой-нибудь цвет.

Упражнение «Космос»

Во время выполнения упражнения используется оптический проектор «Солнечный», с помощью которого проецируется изображение со слайдового колеса и создается визуальный спецэффект вселенной. Вместе с детьми нужно рассматривать меняющиеся образы и попросить детей пофантазировать на космическую тему.

Дыхательные игры и упражнения

Игра «Воздушный шар»

Дети стоят на мягком напольном покрытии по кругу, взявшись за руки.

Воспитатель. Представьте ребята, что мы с вами огромный воздушный шар, который, находясь в небе, то поднимается высоко (мы делаем вдох), то опускается вниз (мы делаем выдох). Когда делаем вдох, поднимаем руки вверх, представляя, что наш шар поднимается вверх, когда делаем выдох, опускаем руки, представляя, что наш шар опускается вниз, на землю.

Движения повторяются несколько раз.

Упражнение «Лев спит»

Дети садятся или ложатся на мягкое напольное покрытие на воображаемой поляне, на которой спит лев. Детям предлагается рассказать о льве, какой он сильный, спокойный, уверенный.

Воспитатель. Лев лежит и ровно дышит. Давайте и мы с вами будем дышать, как лев, спокойно. А вот лев просыпается и потягивается. Давайте и мы с вами, как лев, тоже потянемся. Мы учимся быть спокойными и уверенными, как лев.

В зависимости от особенностей нарушений, занятия в сенсорной комнате могут отличаться по сложности и насыщенности. Среда сенсорной комнаты — одно из важнейших средств коррекции и реабилитации в процессе психологического сопровождения дошкольников с учетом применения современных технологий.

Прочитано 6198 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Другие материалы в этой категории: Организация предметно-развивающей среды в ДОУ »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868