Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Помоги себе сам»

Вивчарь В.Н.,
педагог-психолог МБДОУ д/с № 8,
станица Старощербиновская Щербиновского р-на Краснодарского края

 

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в детском саду стала особенно острой. Одна из таких проблем — эмоциональное выгорание.

Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии достаточно недавно, около 20 лет тому назад. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постоянного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего это касается педагогов, руководителей ДОО. Эмоциональное выгорание выступает следствием продолжительных рабочих стрессов. Выгорание как проявление профессиональной дезадаптации ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни сотрудников. При этом оно отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии руководителя, но также и на здоровье всей организации.

Деятельность руководителя ДОО связана с целым рядом на­пряженных ситуаций. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу воспитания детей, их поведения, условий пребывания.

Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Призывая педагогов заботиться о здоровье воспитанников и коллег, важно обращать внимание на здоровье самих педагогов и их отношение к нему.

Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное выгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть» на работе или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома.

Данный тренинг ознакомит руководителей и педагогов ДОО с приемами саморегуляции, повысит уровень сплоченности педагогического коллектива, настроит на позитивную работу.

Цели:
— профилактика и сохранение психологического здоровья руководителей в образовательной среде;
— ознакомление руководителей ДОО с приемами саморегуляции;
— профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:
— знакомить с понятием «профессиональное выгорание»;
— снижать уровень эмоционального выгорания руководителей ДОО;
— находить внутренние ресурсы, творчески раскрываться;
— повышать уровень сплоченности педагогического коллектива.

* * *
Ведущий. Добрый день, уважаемые руководители детских садов. Я рада приветствовать вас. Сегодня я проведу тренинг на тему «Помоги себе сам». В настоящее время в процессе профессиональной деятельности в ДОО мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания как педагогов, так и руководителей. Умение владеть собой, держать себя в руках — один из главных показателей деятельности руководителя, от чего зависят и его профессиональные успехи и психологическое здоровье.

Под эмоциональным выгоранием мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Упражнение «Грецкий орех»
(5 мин)
Задачи:
— настроить участников на тональность тренинга;
— создать атмосферу ценностного отношения к теме;
— поговорить об особенностях личности.

Ведущий. В этом мешочке находятся грецкие орехи. Возьмите каждый по одному ореху, внимательно рассмотрите его, изучив структуру и особенности строения.
По форме грецкие орехи напоминают человеческий мозг. Подобное сходство не случайно: природа дает понять, что эти плоды — самая подходящая пища для ума и не только. А кто является «мозговым центром» в детском саду?

Участники. Заведующий.

Ведущий. Да, грецкий орех символизирует руководителя ДОО.

О полезных свойствах грецкого ореха люди знают уже давно. С древних времен они считались пищей богатырей, а в Древнем Вавилоне жрецы вообще запрещали употреблять орехи простым смертным. Чем же так ценен грецкий орех?

По рецепту тибетской медицины грецкие орехи рекомендуется регулярно употреблять в пищу людям при стрессах и переутомлении (как нервном, так и физическом), при головных болях, после тяжелой болезни, для укрепления сердца. Недаром грецкий орех называют «царским». Ведь ежедневное употребление этих плодов позволит избавиться от переутомления, держать в тонусе нервную систему, укрепить сердечную мышцу, отрегулировать кислотность и не допустить возрастного ухудшения зрения. А если во время диеты на завтрак съедать немного орехов с медом, организм будет обеспечен питательными веществами на весь день.

Возьмите себе орехи на память и помните всегда, что вы являетесь ядром своей организации и должны быть: крепкими, уравновешенными, мудрыми, выдержанными, полезными, обладать большим запасом энергии.

Упражнение «Лестница»
(4 мин)
Задача: осознавать себя как личность, находящуюся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

В вашей работе очень важно осознавать себя как личность и правильно определять свое профессиональное местоположение.

Всем участникам раздаются простые карандаши и листочки со схематичным изображением лестницы.

Внимательно рассмотрите лестницу и отметьте свое расположение на ней на сегодняшний день.

Участники выполняют задание.

Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь или опускаетесь? Устраивает ли Вас Ваше положение на лестнице? Есть ли внутренние противоречия по этому поводу? Что мешает Вам быть на верхней ступеньке?

Участники отвечают.

Уважаемые руководители, я предлагаю вам посмотреть короткометражный позитивный мультфильм «Барашек и Кролень», в котором заложен глубокий философский смысл осознания себя как личности, находящейся в определенной жизненной ситуации, и сделать выводы. Мультфильм яркий, в нем немного героев, но они все забавные и интересные. Я уверена, вы не пожалеете о потраченном времени на просмотр.

Просмотр мультфильма «Барашек и Кролень» (6 мин) и далее его обсуждение (3 мин).

В мультфильме вы увидели барашка, который слишком себя любил. Обычно такие личности очень сильно страдают, когда нарушается их стабильность, и они уже не такие, как были раньше. Так случилось и с нашим барашком, пока он был красив, был веселый и озорной, но в один момент все рухнуло: он стал посмешищем, и что он начал делать? Унывать и расстраиваться. Согласитесь, многие бы так поступили, потеряв свою красоту и «карьеру». Но Кролень дал ему очень хороший совет, ведь, и правда, если есть здоровье, руки и ноги, значит еще не все так плохо, просто нужно из всего происходящего брать все самое лучшее и делать выводы. Ведь если что-то и случилось плохое, не стоит опускать руки и отчаиваться, потому что жизнь продолжается, и все самое интересное ждет нас впереди. Да, конечно не все будет гладко, и на педагогическом пути не всегда случается только хорошее, но это жизнь, и к ней нужно относиться философски. У каждого из нас найдется свой Кролень, который поддержит в трудную минуту и укажет верный путь.

Уважаемые руководители, безвыходных ситуаций не бывает — есть непредвиденные обстоятельства. Не теряйте надежду — ищите выход.

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из сложившейся ситуации, сдерживание негативных эмоций приводят к психосоматическим проявлениям.

Таблица «Помоги себе сам»
(4 мин)
Участникам предлагаются таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи — аффирмации (позитивных утверждений).

Ведущий. Обратите внимание на таблицу психосоматических проявлений, где представлено описание психологических причин болезни, указан орган, на котором отражается данное заболевание, и рекомендован способ самопомощи — аффирмации.

Чтобы сохранить психическое здоровье, творческую активность и осознать свое «Я», важно правильно расставлять акценты на социально-значимые роли.

Упражнение «Распредели по порядку» (2 мин)
Задача: донести до участников важность умения переключать социальные роли для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознания своего «Я».

Я предлагаю вам распределить по степени значимости следующий перечень:
— дети;
— работа;
— муж;
— я;
— друзья;
— родственники.

Каждый из вас выделил для себя наиболее значимые социальные роли, осознав свое «Я», сохранив при этом психическое здоровье.

Упражнение «Чемодан педагогических ресурсов»
(6 мин)
Ведущий. Один из распространенных стереотипов житейской психогигиены — представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления служат наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, поскольку у большинства людей есть не более 1—2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или настроения самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Я предлагаю вам собрать чемодан педагогических ресурсов, т.е. то, что помогает восстанавливать жизненные силы и энергию.

На экране слайд с изображением чемодана. Участники тренинга передают друг другу импровизированный чемодан и сообщают о том, как они восстанавливают энергетический баланс после напряженной работы.

Вот мы и собрали чемодан педагогических ресурсов. Каждый для себя возьмет что-то полезное и интересное для восстановления энергетического потенциала.

Рекомендации
(2 мин)
Ведущий. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.

Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

Если у вас нарушен сон, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, поскольку вода издавна служит мощным энергетическим проводником.

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом! А для поднятия уверенности в себе и хорошего настроения, разрешите подарить вам весенние цветы с маленькими правилами здоровой жизни.

Всем участникам вручаются импровизированные цветы с маленькими правилами здоровой жизни на каждом лепестке:
— выстраивайте гармоничные отношения с окружающими;
— оставляйте негатив «за бортом»;
— закаляйтесь;
— откажитесь от вредных привычек;
— ставьте долгосрочные цели;
— будьте активны в течение дня;
— не поддавайтесь негативу и отрицательным эмоциям;
— пейте много жидкости. Лучше чистую воду;
— занимайтесь самообразованием.

Уважаемые руководители, при­ятно было с вами общаться. И мне хочется вам пожелать, чтобы работа приносила радость и позитив! Удачного дня!

Литература
Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. СПб., 2004.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2003.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
Майер А.А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования. От профилактики к саморазвитию. М., 2015.
Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002.
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учеб. пособие. М., 2002.
Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей. Волгоград, 2011.
Фопель К. Психологические группы. Рабочие мат-лы для ведущего: Практ. пособие. М., 2000.
Шепель В.М. Как жить долго и радостно. М., 2006.

Прочитано 2232 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868