Тема номера: Комплексный подход в развитии речи и движения
Содержание
Колонка главного редактора
Танцюра С.Ю. Комплексный подход в развитии речи и движения детей с ОВЗ
Исследования
Дякуновская С.Н. Развитие речи воспитанников второй группы раннего возраста в разных видах деятельности
В статье представлено исследование развития речи у детей раннего возраста в различных видах деятельности. Описана методология работы с детьми при запуске речи, а также рассмотрены варианты игровых заданий и упражнений, применимых в различных ситуациях. Подведены итоги логопедической работы с детьми раннего возраста за первый учебный год и обобщены полученные результаты.
Новые формы работы
Франива А.В. Создание условий для развития подражательных функций у детей раннего возраста
В статье рассматриваются основные аспекты формирования имитационных навыков у детей раннего возраста, включая моторную, артикуляционную, речевую и предметную имитацию. Представлена комплексная система оценки уровня развития подражательных способностей, описаны эффективные методы развития подражания через различные виды игр. Особое внимание уделяется созданию оптимальной среды для развития имитации, включая рекомендации по организации игрового пространства и формированию мотивации. Отдельно рассматривается метод логоритмики как эффективный инструмент развития подражательных навыков.
Предлагаем обсудить
Аленычева А.С. Влияние информационных технологий на мотивацию детей в образовательной организации
В статье рассматриваются механизмы воздействия интерактивных средств обучения на мотивацию детей с речевыми нарушениями. Особое внимание уделяется комплексному подходу, сочетающему традиционные методы работы с современными технологиями под руководством специалиста. Основные результаты демонстрируют положительное влияние ИКТ на речевое развитие детей через повышение их вовлеченности в образовательный процесс. Установлено, что цифровые технологии эффективно дополняют традиционные методы, создавая дополнительные возможности для мотивации и развития речевых навыков. Автор подчеркивает важность сбалансированного подхода к интеграции ИКТ в логопедическую практику. Несмотря на значительный потенциал цифровых технологий, их роль заключается в дополнении, а не в замене живого общения педагога с ребенком.
Шоркина Т.Д., Козлова М.Л. Коррекционно-развивающая программа по формированию духовно-нравственных ориентиров у школьников с ментальными нарушениями
В статье рассматривается актуальная проблема формирования духовно-нравственных ориентиров у школьников с ментальными нарушениями. Представлена разработанная программа коррекционноразвивающей работы, направленная на социализацию данной категории обучающихся. Цель исследования — теоретическое обоснование и практическая реализация программы по формированию духовно-нравственных ценностей у школьников с ментальными нарушениями. Методологическая основа исследования базируется на принципах коррекционной педагогики и специальной психологии, учитывающих особенности развития детей с ментальными нарушениями. Научная новизна работы заключается в систематизации подходов к формированию духовно-нравственных ориентиров у школьников с особыми образовательными потребностями. Практическая значимость определяется возможностью использования представленной программы в образовательном процессе специальных (коррекционных) учреждений. В статье подробно раскрывается содержание коррекционных занятий, направленных на формирование нравст енных представлений, развитие эмоционально-ценностной сферы, социализацию обучающихся, становление личностных ориентиров. Результаты исследования демонстрируют эффективность предложенной программы в контексте коррекционно-развивающей работы.
Методическая гостиная
Аверина М.В. Логопедический стол идей
В статье описан инновационный опыт по коррекции мелкой моторики и развития речи дошкольников с применением авторского проекта «Логопедический стол идей». Автором аргументирована взаимосвязь развития речи и мелкой моторики рук, а также представлен метод коррекции речевых нарушений с помощью инновационных подходов в логопедической практике. Обоснована эффективность проекта «Логопедический стол идей» как инновационного метода коррекции речевых нарушений у дошкольников через развитие мелкой моторики. Методология основана на использовании кинезиологических упражнений и нетрадиционных подходов в логопедической работе, в частности через манипуляции с пластиковыми крышками. Научная новизна заключается в доказательстве эффективности взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и речевыми центрами головного мозга, а также в разработке нового методического подхода к коррекции речевых нарушений. Практическая значимость проекта определяется возможностью использования предложенного метода как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми.
Приглашаем на занятие
Ковалева Ю.В., Иевлева И.А. Художественно-эстетическое развитие детей с ОНР: путь к социализации и обучению
В статье рассматривается проблема художественно-эстетического развития детей с речевыми нарушениями в логопедической практике. Авторы акцентируют внимание на значимом влиянии эстетической составляющей образовательной среды на развитие речи обучающихся, которое, однако, недостаточно используется в современной логопедии. Особое внимание уделяется методу «эмоционального заражения» как эффективному инструменту активизации эмоциональной сферы ребенка. В работе подробно описываются способы применения средств народной педагогики (фольклор, праздники, игры, народный этикет) для коррекции речевых нарушений.
Бадалян Ю.Б. День рождения Слоненка Слима
В статье представлено подгрупповое логопедическое занятия с применением развивающего пособия «Коврограф “Ларчик”» по автоматизации звуков (с), (сʼ) в слогах, словах и предложениях.
Досуги и развлечения
Брагина М.Г. Веселая логоритмика
В статье рассматривается опыт практической работы по активизации речевого развития детей раннего возраста (2–3 года) через реализацию курса «Веселая логоритмика». Основная цель программы — формирование речевой деятельности дошкольников при помощи комплексного воздействия логоритмических занятий. Методология исследования базируется на использовании интегрированного подхода, включающего игровые технологии, музыкальные упражнения и пальчиковые игры. Научная новизна заключается в систематизации методов и приемов, способствующих формированию темпо-ритмической основы речи у детей раннего возраста. Практическая значимость проекта определяется тем, что представленные игровые упражнения формируют слоговую структуру слова, способствуют становлению фразовой речи, развивают просодическую сторону речи, активизируют образование нейронных связей, обеспечивают комплексное развитие речевых навыков. Результаты исследования подтверждают эффективность предложенной методики в стимулировании речевого развития детей раннего возраст .
Назарова О.С., Шкурлатова С.В. Экспресс-тренинг речи: пятиминутные упражнения для дошкольников с речевыми нарушениями
В статье представлены речевые пятиминутки, которые содержат методический материал по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания и мелкой моторики для детей с нарушениями речи.
Игры и оборудование
Белоглазкина Н.Ю. Домик Маши. Игры для автоматизации звука (ш)
В статье представлено авторское пособие «Домик Маши», при помощи которого в игровой форме осуществляется целенаправленная коррекция произношения звука (ш).
Методика коррекционной работы
Комарова Т.П., Аверина Л.А. Цветотерапия в коррекционной работе: упражнения для школьников со сниженным зрением
От того, какая информация поступает в мозг через зрение, в том числе какие цвета видит человек, зависит его реакция на окружающий мир. Цвет — подарок природы, без него жизнь была бы неинтересной. Всегда было и остается актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности дефектолога они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения и речи. В статье описывается использование технологии хромотерапии (цветотерапии) в коррекционной работе тифлопедагога и логопеда с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья. Представлены варианты заданий и упражнений, оказывающих благотворное влияние на организм.
Секреты профессии
Рыжикова Д.С. Авторский дидактический материал «Учим цифры с логопедом»
В статье представлен авторский материал, направленный на дифференциацию и запоминание образов цифр от 1 до 10. Каждая цифра представлена в форме определенного изображения-образа, что облегчает последующее припоминание графического символа. Более того, материал в стихотворной форме способствует более легкому запоминанию, превращая сложный процесс обучения в занимательную игру.
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"
