Управление ДОУ №9/2016

Тема номера

Актуальные вопросы управления

Содержание

Редакционный совет

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • Детский сад № 4, г. Сыктывкар, Республика Коми
    • Детский сад № 4 «Сказка», г. Никольск Вологодской обл.
    • Детский сад № 5 «Буратино», г. Великий Устюг Вологодской обл.
    • Детский сад № 21 «Теремок», г. Павлово Нижегородской обл.
    • Детский сад № 284, г. Ижевск, Удмуртская Республика
    • Детский сад «Солнышко», г. Вытегра Вологодской обл.
    • Институт развития образования, г. Ижевск, Удмуртская Республика
    • Кафедра дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, Москва
    • Кафедра психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва
    • Центр развития ребенка — детский сад № 111, г. Сыктывкар, Республика Коми

    Авторы:

    • Артамохина Ольга Валерьевна
    • Васюкова Наталья Евгеньевна
    • Веретенникова Вероника Борисовна
    • Гладунец Лариса Германовна
    • Ерофеева Тамара Ивановна
    • Зверева Ольга Леонидовна
    • Зубова Галина Ивановна
    • Климова Светлана Михайловна
    • Мельникова Екатерина Александровна
    • Полицына Светлана Анатольевна
    • Семенова Светлана Владимировна

Колонка редактора

У нас в гостях

Менеджмент

Основы педагогического менеджмента

  • Ерофеева Т.И. Методы и методики педагогической диагностики в ДОО

    В статье раскрыты методы и описаны методики педагогической диагностики, позволяющие реализовать требования ФГОС ДО, помочь воспитателю наблюдать за процессом развития детей дошкольного возраста, осуществлять мониторинг.

    Дошкольный период детства отличается быстрым темпом развития. Это хрестоматийное утверждение указывает на то, что на протяжении дошкольного возраста в физическом, физиологическом, психическом и личностном развитии ребенка происходят существенные изменения. В сопровождении развития ребенка велика «себестоимость» каждой недели, а в раннем возрасте даже каждого дня, чтобы увидеть позитивные продвижения и поддержать их, не опоздать заметить признаки отставания — выявить их природу и вовремя откорректировать работу с ребенком.

    Для этого педагогу, ежедневно общающемуся с ребенком, необходимо владеть мобильными и эффективными средствами изучения процесса развития дошкольника, которые вплетались бы в его педагогическую работу.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [3] в III разделе, посвященном требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (Программа), особо выделяет требования к психолого-педагогическим условиям ее реализации и отмечает, что педагогическим работником при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. В Стандарте конкретизируется, что оценка проводится «в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) детей дошкольного возраста» (п. 3.2.3).

    Для корректного понимания требований Стандарта хотелось бы привести слова, высказанные доктором психол. наук, действительным членом РАО А.Г. Асмоловым на съезде дошкольных работников в 2013 г.: «Ребенка надо ценить, а не оце­нивать» [1]. Продолжая его мысль, необходимо отметить, что термин «оценка индивидуального развития» следует понимать не в контексте формализованной оценки, а в смысле организации педагогически направленного и грамотного наблюдения за процессом развития ребенка и видеть в нем достижения или признаки возникающих проблем.

    В основе педагогической диагностики лежат средства, позволяющие педагогу изучать особенности освоения детьми содержания и способов деятельности, определяющих линии развития детей на каждом возрастном этапе. Следовательно, цель педагогической диагностики — выявить особенности поведения ребенка, которые могут указывать на признаки нарушения гармоничного развития, снижения темпа овладения бытовыми, игровыми, коммуникативно-речевыми навыками, обнаружить индивидуальные предпочтения (или их отсутствие) в выборе видов деятельности и партнеров по общению; назревание аффективных реакций, возникновение асоциальных форм взаимоотношений со сверстниками и др.

    Своевременное обнаружение «предвестников» нежелательных проявлений позволит педагогу применить избирательные эффективные педагогические воздействия, поскольку его дея­тельность не может ограничиваться лишь изучением указанных «проблемных» признаков. На основе анализа результатов педагогической диагностики и выявления причин возникновения проблемных ситуаций в развитии детей воспитатели: вносят коррективы в планирование работы с группой детей в целом; намечают пути индивидуальной образовательной траектории для отдельных воспитанников; определяют методы поддержки детского развития, формы взаимодействия с семьей ребенка. Хотелось бы подчеркнуть, что результаты педагогической диагностики не предназначены для..

    Полный текст статьи можно прочитать оформив подписку на журнал "Управление ДОУ"

Работа с кадрами

  • Веретенникова В.Б. Дискуссия как форма обучения взрослых в современной системе дошкольного образования

    В статье представлен опыт организационно-методического сопровождения взрослых в социальном партнерстве семьи и дошкольной организации. Приведена характеристика и некоторые результаты курса «Управление качеством дошкольного образования», используемого в целях формирования и развития базовых компетенций педагогов и родителей в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО.

Финансы и право

Нормативные и правовые материалы

  • Приказ Минобрнауки России от 21.06.2016 № 731 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных правовых актов СССР в сфере образования»

    Приказ Минобрнауки России от 21.06.2016 № 731 

    «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных правовых актов СССР в сфере образования»

    В целях реализации Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации на 2016 год, утверж­денного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 марта 2016 г. № 60, а также упорядочения правовых актов в области образования и приведения их в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации приказываю:

    Признать не действующими на территории Российской Федерации правовые акты СССР согласно приложению к настоящему приказу.

    Первый заместитель министра

    Н.В. Третьяк

    Приложение к приказу Минобрнауки России от 21.06.2016 № 731

    Перечень правовых актов СССР, признанных не действующими на территории Российской Федерации

    1. Письмо Министерства просвещения СССР от 8 июня 1984 г. № 39-М «О соблюдении требований техники безопасности при организации трудовой деятельности детей в детском саду».

    2. Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 6 февраля 1985 г. № 12-М «О порядке оплаты труда школьников в народном хозяйстве и условиях оплаты труда педагогических работников школ и других работников, осуществляющих руководство трудовым обучением».

    3. Приказ Министерства просвещения СССР от 22 апреля 1985 г. № 69 «Об утверждении Типовой инструкции об экзаменах, переводе и выпуске учащихся общеобразовательных школ».

    4. Письмо Министерства просвещения СССР от 17 мая 1985 г. № 32-М «О присвоении учителям, воспитателям, старшим пионервожатым по результатам аттестации званий “Старший учитель”,“Учитель-методист”, “Воспитатель-методист”, “Старший пионервожатый-ме­тодист”».

    5. Письмо Министерства просвещения СССР от 17 сентября 1985 г. № 72-М «О работе специальных общеобразовательных школ-интернатов, школ, классов выравнивания для детей с задержкой психического развития».

    6. Письмо Министерства просвещения СССР от 4 апреля 1986 г. № 23-М «О работе малокомплектной школы в условиях перехода на обучение детей с шестилетнего возраста».

    7. Приказ Министерства просвещения СССР от 30 апреля 1986 г. № 92 «Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы».

    8. Приказ Министерства просвещения СССР от 28 июля 1986 г. № 169 «Об утверждении Положения об учебных мастерских общеобразовательной школы».

    9. Приказ Министерства просвещения СССР от 14 ноября 1986 г. № 228 «Об утверждении Положения о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе».

    10. Приказ Министерства просвещения СССР от 29 июля 1987 г. № 143 «Об утверждении Положения о специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе для глухих и слабослышащих».

    11. Письмо Министерства просвещения СССР от 19 августа 1987 г. № 63-М «О порядке определения убираемой площади в общеобразовательных школах и установления должностей сторожей».

    12. Приказ Министерства просвещения СССР от 7 декабря 1987 г. № 226 «О передаче на решение органов народного образования вопросов, связанных с изменением действующих Типовых штатов учреждений просвещения, утвержденных Министерством просвещения СССР».

    13. Приказ Министерства просвещения СССР от 16 февраля 1988 г. № 19 «О предоставлении руководителям средних специальных учебных заведений права утверждать структуру и штатное расписание учебного заведения».

    14. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 22 августа 1988 г. № 286 «Об утверждении Положения о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений».

    15. Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 11 августа 1989 г. № 32 «О применении действующих условий работы по совместительству в высших учебных заведениях».

    16. Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 24 августа 1989 г. № 34 «О применении действующих условий работы по совместительству в школах, внешкольных и дошкольных учреждениях, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях».

    17. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 18 июля 1990 г. № 499 «О внесении изменений и дополнений в приказ Гособразования СССР от 23.04.90 № 280 и применении приказа Минпроса СССР от 07.12.87 № 226».

    18. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 2 сентября 1991 г. № 398 «О частичном изменении приказа Гособразования СССР от 18 марта 1991 г. № 138 и инструктивного письма Гособразования СССР от 11 августа 1989 г. № 32».

    19. Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 11 сентября 1991 г. № 30 «Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников учебно-воспитательных учреждений».

Делопроизводство

  • Семенова С.В. Современная организация контрольно-аналитической деятельности руководителя

    В статье раскрывается актуальный вопрос контроля в ДОО. Важное место отводится контролю администрации: директора, старшего воспитателя, заместителя директора по АХЧ. Разработаны циклограммы и примерные акты контроля.

Педагогика ДОУ

Организация педагогического процесса

  • Климова С.М. Управление инновационными процессами в ДОО

    В статье раскрываются отдельные вопросы управления инновационными изменениями средствами введения новшеств в управление системой психолого-педагогического сопровождения от постановки цели сопровождения, координации деятельности ДОО и существенных изменений в ее образовательной системе, планировании организационных мероприятий до контроля создаваемых условий.

    Приведен пример программно-целевого планирования, согласование целей и задач по организации введения новшеств в образовательную систему на примере инноваций в психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательных отношений.

  • Гладунец Л.Г. Особенности реализации основной образовательной программы в рамках введения ФГОС ДО

    В статье раскрываются особенности проектирования образовательного процесса в МАДОУ ЦРР — д/с № 111 в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Подробно описаны основополагающие принципы организации образовательного процесса, способствующие полноте и качеству реализации основной образовательной программы. Сформулированы ключевые задачи организации образовательной деятельности в ДОО и описана модель образовательного процесса. Представлен алгоритм календарного планирования, позволяющего реализовать содержание основной образовательной программы.

Методическая работа

Копилка методиста

  • Мельникова Е.А. Игровые умения дошкольников (викторина для педагогов)

    В статье представлен сценарий викторины для педагогов, уточняющий профессиональные знания и навыки по руководству сюжетно-ролевой игрой.

Палитра мастерства

Вести из регионов

  • Зубова Г.И. Гибкая система образовательных услуг в ДОО

    В статье рассматривается опыт дошкольной организации по созданию групп кратковременного пребывания в зависимости от запросов населения в общедоступном дошкольном образовании, опыт предоставления мест детям, живущим в сельской местности, не имеющей дошкольной организации. Показаны виды групп, варианты расписания занятий, режима дня.

У наших соседей

  • Зверева О.Л. Дошкольное образование в Шотландии

    На основе анализа документов исследуется политика государства в области раннего обучения детей. Выделены основные позиции, построенные на уважении к детям, заботе об их развитии, поддержке семей. Особое внимание уделяется распространению психолого-педагогических знаний среди всех взрослых, работающих с детьми.

Спутник журнала

  • Информатизация дошкольной образовательной организации

    Представляем приложение к журналу «Управление ДОУ» № 9

    Информатизация дошкольной образовательной организации Методическое пособие

    Авторы: Баранова В.Н., Белоусова Р.Ю., Дурнова И.Н. В пособии раскрыты актуальные вопросы информатизации ДОО в управленческом и содержательном поле деятельности, представлен алгоритм разработки программы информатизации ДОО на основе требований законодательства и ФГОС ДО. Даются методические рекомендации по автоматизации управления, информатизации деятельности методической службы и образовательного процесса в ДОО, разработке стратегического плана реализации программы информатизации ДОО, нормативно-правовое основание разработки и реализации этой программы.

    Представлены проекты информатизации деятельности ДОО: «ИКТ в управлении ДОО», «Компьютер и дети», «Сайт ДОО», «Детский сад и семья», «Современный педагог», «Медиатека», каталог сетевых образовательных сообществ, критерии компьютерной и информационной грамотности педагогов. В пособии также дается перечень наиболее интересных и полезных образовательных сайтов для детей.

    В приложениях представлены планирование компьютерно-игровой деятельности в старшей группе, занятия по этому виду деятельности, упражнения для тренировки зрения и снятия мышечного напряжения и программа повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов.

    Пособие рекомендовано руководящим и педагогическим работникам ДОО.

Книжная полка

Вести из сети

Как подписаться

Анонс

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Управление ДОУ
  • Год: 2016
  • Номер: 9
Прочитано 2086 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Корзина

Корзина пуста