Интеллектуальная игра как форма мониторинга педагогической деятельности

Илюхина Т.Ф.,
руководитель дошкольного образования;
Капкова Л.Г.,
старший воспитатель, Школа № 806, Москва

Реализация принципов ФГОС ДО предполагает воспитание активной, творческой личности, готовой к успешной самореализации [6].

Так, в контексте эколого-личностной модели В.А. Ясвина образовательная среда понимается как система влияний и условий формирования личности в соответствии с социальным образцом. Возможности образовательной среды должны согласовываться с потребностями личности [1].

В рамках экопсихологической модели В.И. Панова образовательная среда рассматривается как система психолого-педагогических условий, направленных на раскрытие и развитие способностей, интересов на основе индивидуализации и возрастной социализации. Одним из требований данного подхода к организации образовательной среды выступает переход от репродуктивных форм педагогической деятельности к усвоению знаний в совместной деятельности и актуализации творческого потенциала детей [1].

Основным принципом компетентностно-ориентированного образования служит следующий: невозможно напрямую выучить другого человека компетентности, педагог может лишь создать условия, предоставить средства [7]. Один из основных показателей сформированной компетентности — перенос знаний, т.е. способность применять полученные знания в ситуациях, не похожих на те, где эти знания приобретались.

Исходя из современного понимания целей и задач образования, изменяются представления о результатах дошкольного образования. В качестве результата рассматривается не столько сумма знаний, умений, представлений об окружающем мире, сколько личностное проявление ребенком любознательности, самостоятельности, инициативы, готовности к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиска действий в нестандартных ситуациях, умению брать ответственность за сделанный выбор, работать в команде. Эти и другие личностные качества современного ребенка становятся целевыми ориентирами деятельности педагога в соответствии с ФГОС ДО [6].

В ходе реализации Стандарта должны меняться и формы методического контроля.

Выделяются основные критерии для оценки педагогических действий и качества результатов освоения образовательной программы:
— разнообразие детского развития в деятельности;
— позитивная социализация;
— индивидуализация образовательной деятельности.

В требованиях ФГОС ДО отмечается, что «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей» (п. 4.3 ФГОС ДО). При этом указано, что «при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогического мониторинга» [6].
Очевидно, что главной функцией мониторинга в современных условиях становятся получение исходной информации о достижениях детей, осуществление планирования и коррекция образовательного процесса на основе имеющихся сведений.

Проведение итоговых занятий, зачастую запрограммированных воспитателем, все больше уходит в прошлое. Разработка и апробация новых форм мониторинга педагогической деятельности — крайне актуальная и востребованная задача.

Педагоги дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 806» ищут новые пути организации дошкольного образования с учетом жизненного опыта детей, интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка, детской субкультуры.

Мы разработали серию интеллектуальных игр с целью оценки детской компетентности и эффективности педагогической деятельности. Одну из таких игр мы предлагаем вашему вниманию.

Интеллектуальная
игра по итогам года
«Хочу все знать!»
(для детей старшего дошкольного возраста)

Цели:
— оценка объема и качества знаний, усвоенных за год, умение применять и переносить их в разные ситуации;
— исследование особенностей познавательного развития (памяти, образного, схематического и логического мышления, внимания, воображения и познавательной мотивации);
— оценка коммуникативных навыков детей.

Основной образовательной программой в нашем образовательном учреждении является «Комплексная образовательная программа дошкольного образования “Мир открытий”», разработанная под руководством Л.Г. Петерсон [2].
Особенности проведения данной формы мониторинга педагогической деятельности.

Сценарий игры составляется без участия воспитателей и специалистов, чьи воспитанники будут играть, т.е. ни дети, ни педагоги не знают содержания предстоящей деятельности.

Ведущим игры становится независимый педагог, который встречается с детьми впервые.

Жюри включает в себя руководителя дошкольного отделения, методиста или старшего воспитателя, психолога, логопеда.

Желательно, чтобы команда была немногочисленной. Например, дети одной группы делятся на две подгруппы, чтобы можно было увидеть и услышать каждого ребенка.

Игра проводится в виде соревнования между командами.

С детьми проводится подготовительная работа. Их предупреждают о предстоящей игре. Они ждут ее и готовятся, вспоминают все, о чем узнали за год, придумывают девиз, название команды, отличительный знак, бейджики с именами.

В ходе игры все задания предлагаются детям в виде мультимедийной презентации, подбирается качественный визуальный ряд.

Оборудование: видеопрезентация, музыкальное оформление, карточки с изображением роста травянистого растения, дерева, карточки с изображением предметов со словами.

* * *
Звучит «Песня Почемучек» (сл. и муз. Л.Туркиной).
Ведущий

Целый день все дети
Задают вопросы.
Далее дети поют по одному пред­ложению.
Дети

Почему у Ванечки
Нос такой курносый?
Почему в реке вода?
Облака плывут куда?
Почему летают птицы
И не могут заблудиться?
Почему должны мы спать,
Завтра ведь опять вставать?
Чистить зубы, умываться,
В детский садик собираться?
Почему должны мы кушать,
Воспитательницу слушать?
Сто вопросов — сто ответов!
Сразу все не рассказать.
Постепенно все узнаем
И научимся читать.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приветствуем вас: самых активных и любознательных детей, которые хотят все знать и обязательно узнают!
В нашей игре соревнуются две команды. Вам предстоит выполнить 12 заданий, прежде чем мы узнаем, кто же окажется сильнейшим. А помогут нам в этом самые опытные и мудрые члены жюри.
Проводится представление членов жюри.
Наша игра непростая, а соревновательная, поэтому мы с уважением относимся друг к другу, хоть и являемся соперниками, а значит, начинаем игру с приветствия!

Проводится приветствие команд (оценивается оригинальность).

Разминка «Дальше, дальше, дальше»

Ведущий. В этом конкурсе каждой команде необходимо ответить на 10 вопросов. Если участники не знают ответа, они говорят «дальше». За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу. Отвечайте быстро, не сомневайтесь, и у вас все получится! Максимальное количество баллов — 10.
1-я команда
В какое время суток мы завтракаем? (Утром.)
Сколько слогов в слове ко-ро-ва? (Три.)
Кого сделал Папа Карло из полена? (Буратино.)
Одно яйцо, а много... (яиц.)
Назови ядовитый гриб? (Мухомор.)
В какое время года появляются подснежники? (Весной.)
Что значит «прикусить язык»? (Замолчать.)
Какой первый день недели? (Понедельник.)
Назовите пословицу о дружбе.

2-я команда
В какое время суток мы обедаем? (Днем.)
Почему весной нельзя ходить по льду? (Можно провалиться.)
Какой первый звук в слове утюг? ([у].)
В какое время года птицы вьют гнезда? (Весной.)
Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать.)
Рыба покрыта чешуей, а птица? (Перьями.)
Кто управляет самолетом? (Пилот.)
Сапоги, туфли, ботинки — это... (Обувь.)
Назовите пословицу о весне.
Конкурс «Что сначала, что потом?» (разложи и расскажи)

1-й команде предлагаются 4 карточки, на которых изображен рост растения (маленький росток, большой росток, цветение и увядание). 2-й команде — весенне-осенний период развития дерева (цветение, появление плодов, пожелтение и опадание листвы). Необходимо разложить карточки в нужном порядке.

Конкурс «Подбери фигуры по схеме» (блоки Дьенеша + схемы)

Командам предлагаются схемы, по которым необходимо определить, какая фигура зашифрована.

Конкурс «Послушай, запомни, расскажи»

Ведущий. Командам предлагается прослушать отрывок из произведения Н. Носова «Карасик». Слушая внимательно, запоминайте текст. После прослушивания я буду каждой команде задавать вопросы. Победит та, которая ответит на большее количество вопросов правильно.
«Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка — красивая! Серебристый карасик — вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой — кормил ее, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить. А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку».

1-я команда
Как звали мальчика?
Что подарила мама Виталику?
Как ухаживал Виталик за рыбкой?
Как звали котенка?
Какого цвета были глаза у Мурзика?
2-я команда
Кто подарил Виталику аквариум?
Как называлась рыбка?
О чем забывал Виталик?
Какого цвета был котенок?
Чем любил заниматься Мурзик?
Конкурс «Логические задачи»
Ведущий. Послушайте задачу и дайте ответ.

1-я команда
У Маши дома живут 2 кошки, 1 собака и 1 попугай.
Сколько животных живет у Маши? (3.)
Сколько ушей у двух мышей? (4.)
Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась —
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле? (7.)

2-я команда
у бабушки Даши, внучка Маша
Кот Пушок и собака Дружок.
Сколько всего внуков у бабушки? (1.)
Сколько лап у двух медвежат? (8.)
Мы нашли в дупле у белки
Пять лесных орехов мелких,
Вот еще один лежит —
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка!
Все орешки сосчитай-ка? (6.)
Конкурс «Четвертый лишний» [4]

1-я команда
Найдите лишнее слово на картинках (картинки: бочка, белка, банан, бабочка). Обратите внимание на первый звук. (Лишнее слово «белка» — звук [б’].)
Найдите лишнее слово на картинках (картинки: ваза, лиса, роза, сапоги). Обратите внимание на количество слогов. (Лишнее слово «са-по-ги» — 3 слога.)
2-я команда

Найдите лишнее слово на картинках (картинки: апельсин, помидор, ананас, капуста). Обратите внимание на последний звук. (Лишнее слово «капуста» — гласный звук.)
Найдите лишнее слово на картинках (картинки: дом, лыжи, лимон, бусы). Обратите внимание на количество слогов. (Лишнее слово «дом» — 1 слог.)
Конкурс «Живописный»

Ведущий. Определите, какой предмет искусства на изображениях лишний и объясните почему? (По 3 каждой команде.) Изображения: И. Левитан «Осень», А. Саврасов «Грачи», В. Серов «Мика Морозов», «Девочка с персиками» и два изображения скульптур.
Правильные ответы: лишний — скульптура, а другие — репродукции картин. (более сложные варианты ответов: «живопись», «пейзажи», «портреты», а также имя художника и название картины отмечаются жюри отдельно.)
Вот и подошла к концу наша игра, но прежде чем жюри подведет итоги и определит победителя, я хочу спросить у вас (участников и зрителей), для чего мы сегодня выполняли все эти задания?

Дети. Чтобы быть умными, тренировать память, подготовиться к школе, проверить свои знания, узнать еще больше. 
Далее проходит процедура награждения детей под музыку. Дети уходят из зала.

Оценка результатов интеллектуальной игры.

Оценочный лист жюри
1 2 3 4
Название
конкурсов Количество
баллов 1-я команда 2-я команда
1 2 3 4

Приветствие команд (максимальное количество баллов — 3) Оригинальность приветствия — 1.
Внешний вид участников — 1.
Соответствие девиза названию игры — 1 
Разминка «Дальше, дальше, дальше» (максимальное количество баллов — 10) За каждый вопрос — 1.
Каждая последующая пословица — 0,5
Конкурс «Что сначала, что потом?» (максимально — 1 балл) 1
Конкурс «Подбери фигуры по схеме» (блоки Дьенеша + схемы)
(максимально — 1 балл) 1
Конкурс «Послушай, запомни, расскажи» (максимально — 5 баллов) За каждый вопрос — 1
Конкурс «Логические задачи» (максимально — 3 балла) За каждую задачу — 1
Конкурс «Подбери пару фигуры по схеме» (ассоциации) (максимально — 3 балла) 1 за каждую пару
Конкурс «Четвертый лишний» (звуки / слоги) (максимально — 2 балла) За каждое задание — 1
Конкурс «Живописный» (максимально — 1 балл) (за сложность ответа можно добавить 0,5—1 балл) 1 
Итого:


Анализ результатов
По результатам проведения интеллектуального марафона выявляются команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Были обнаружены следующие проблемные области в усвоении и применении знаний:

— измерение с помощью условной мерки;
— понятие о жанре, авторе и правильном названии произведения, видах искусства;
— построение логического, связного высказывания по сюжетным картинкам;
— название базовых строительных деталей конструктора.

В ходе интеллектуальной игры в старших группах воспитатели и методисты отметили для себя, что у детей вызывают затруднения при самостоятельном осмыслении:
— свойства и классификация геометрических фигур на основе символического мышления («Игралочка» Л.Г. Петерсон);
— звуко-буквенный анализ слова, умение выделить звук и определить количество слогов;
— логические задания на основе ассоциаций;
— знание видов изобразительного искусства;

Члены жюри:
Дата: __________________
Показатели и проблемные области каждой группы позволяют определить характер и продуктивность педагогической деятельности каждого педагога.

В ходе проведения серии данных игр было обнаружено, что дети проявляют высокий интерес и инициативу, такие занятия вызывают яркие положительные эмоции, позволяют снизить негативные эмоциональные переживания в ходе опроса, формируют у детей активную познавательную позицию, мотивацию. Так, если в ходе игры дети не могут ответить на какой-то вопрос или правильно выполнить задание, им не сообщается готовый ответ, а предлагается отправить вопрос в группу, где можно будет еще раз спокойно разобрать с воспитателем свои затруднения. Часто дети подходят к членам жюри в последующие дни и с гордостью сообщают, что догадались, как надо было выполнить то или иное задание.

Таким образом, дети сами становятся активными участниками образовательного процесса, задумываются о результатах, начинают применять свои знания в повседневной жизни.

Выстроенная таким образом система мониторинга, включающая, безусловно, и другие методы оценки результатов развития, позволяет педагогам создать условия, при которых каждый из детей оказывается в ситуации успеха, любой из них может реализовать свою индивидуальность и при этом идти «не строем», а своим собственным путем, учиться принимать решения и отвечать за свои действия.

Литература
1. Авдулова Т.П. Психологические модели построения взаимодействия в образовательной среде // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 8. С. 58.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М., 2016.
3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников: Метод. рекомендации. Ч. 3. М., 2014.
4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе. Рабочая тетрадь. Математика для детей 5—6/6—7 лет. М., 2014.
5. Рогожкина И.Б. Легкий способ заинтересовать ребенка и развивать его способности. Умные задачи для детей 5—9 лет. М., 2014.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Минобрнауки России от 17.10.2012 № 1155.
7. Цукерман Г.А. Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Теория и практика развивающего образования в школе В.В. Давыдова. М., 2007.

Прочитано 284 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Связаться с нами можно:

  • Адрес:  г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
  • Тел: (495) 656-70-33
  • Email: site@tc-sfera.ru
  • Email: sfera@tc-sfera.ru

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868

white black paw