У нас в гостях Гермогенова Е.В.

У НАС В ГОСТЯХ

Почетный работник системы общего образования РФ, заместитель председателя Невской образовательной ассамблеи, член Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России», методист АНО ДПО «Воспитатели России», абсолютный победитель всероссийских конкурсов «Эффективный руководитель», «Лига лидеров», автор и соавтор программ по инклюзивному образованию, взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений, сертифицированный̆ коуч PCC ICF, бизнес-коуч, тренер, ментор, руководитель дошкольного отделения ГБОУ «Академическая гимназия №56 им. М.Б. Пильдес»

Санкт-Петербурга

ГЕРМОГЕНОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Елена Валерьевна, мы рады снова видеть Вас в гостях! Поделитесь, пожалуйста, опытом, как Вы предотвращаете профессиональное выгорание педагогов и сохраняете в команде атмосферу, в которой хочется творить и развиваться?

Поделюсь с вами некоторыми советами. Коллеги, давайте говорить откровенно: педагог — это не просто функция, а душа образовательной организации. И чтобы эта душа горела, а не тлела, нам нужна не аптечка для тушения пожаров, а такая атмосфера, в которой хочется расцветать. Ключ —в педагогике успеха. Давайте не просто искать ошибки, а коллективно праздновать победы — большие и малые. Заметили блеск в глазах? Удался сложный проект? Это топливо для нашего внутреннего огня. Вывешивайте «достижения недели», делитесь историями на планерках. Пусть каждый чувствует: его вклад ценен и виден.
Откажитесь от директивного тона в общении с командой. Замените приказы предложениями, контроль — доверием. Спросите: «Как вам видится решение этой задачи?» Такое уважение к профессиональному мнению учителя рождает ответственность и искру вдохновения.
Но главный наш инструмент — глубокий, искренний разговор с каждым педагогом хотя бы раз в год. Это не отчетность, а доверительная беседа по душам. Не формальный опрос, а возможность спросить: «Что вас радует в работе? Что истощает? О чем вы мечтаете?» В этом диалоге мы можем увидеть первые, еще не видимые другим признаки выгорания — ту самую усталость, которая еще не кричит, но уже шепчет. И здесь наш девиз: не лечить, а предотвращать. Предлагаю простой алгоритм профилактики.
1. Заметить. Внимание к деталям. Усталые глаза? Потухший энтузиазм? Коллега стал более замкнут? Это наши сигналы.
2. Подпитать. Не нотацией, а поддержкой. «Я вижу, как вы выложились. Давайте подумаем, как разгрузить вас? Какой ресурс вам нужен?» Предложить возможность пройти курс, который вдохновит, а не обяжет. Дать творческую задачу, которая станет глотком воздуха.
3. Дать пространство. Иногда лучшая профилактика — это возможность немного отойти в сторону и просто передохнуть, без чувства вины.
Давайте создадим детский сад, где воспитатели не работают, а живут (хотя мы и так живем, только качество жизни у всех разное). Где не боятся признаться в усталости, потому что знают — их поймут и поддержат. Где ценят не только результаты, но и личность. Когда педагог счастлив, счастливы и дети. Давайте растить счастливых педагогов вместе. А еще сделаю акцент на роли руководителя: быть «драйвером» среды, а не «контролером». Я «щит» команды. Я беру на себя часть сложных разговоров с родителями, ограждаю команду от необоснованных претензий, отстаиваю ее интересы перед вышестоящими инстанциями. Педагоги должны знать, что руководитель на их стороне.
Очень важен, на мой взгляд, не формальный, а реальный индивидуальный подход. Я знаю сильные стороны и «зоны роста» каждого члена команды. Кого-то нужно направлять на курсы, кому-то дать более сложную группу для роста, а кому-то — возможность быть наставником, что бы почувствовать уверенность. 
Кроме того, я декларирую право на ошибку. Мы работаем с людьми, и идеальных процессов не бывает. Ошибка — это не провал, а повод для анализа и извлечения опыта. Это снимает огромный пласт тревожности.

Каким образом взаимодействовать с родителями, чтобы это было эффективно? Как себя вести со «сложными» родителями?

Основная задача воспитывающих взрослых (педагоги и родители) –– воспринимать любые изменения не как ограничения, а как возможности для открытий и роста.
Это смена парадигмы, которую можно было бы назвать так: «От контроля к партнерству». Видите ли, проблема классического подхода в том, что он часто строится на директивном информировании и односторонних требованиях. Нам пора поменять вектор –– мы не «работаем с родителями», а строим партнерство с семьей. Цель — не поучать, а объединять усилия вокруг общего приоритета: счастливого и благополучного ребенка. У нас одна цель, и эту ин формацию желательно донести в недирективном ключе до родителей.
Как же мы можем получить родителей-партнеров, если порой недовольны ими? Педагогика успеха в действии — мы можем, а порой и должны опираться на силу и опыт каждого взрослого.
Безусловно, для этого есть конкретные инструменты и методы эффективного взаимодействия. Это практический ответ на вопрос: «Каким образом?» 
И первое — это фундамент. Создание среды доверия и безопасности. Без этого любые инновации будут буксовать. Безопасная образовательная среда — это комплексно организованное пространство (как физическое, так и психологическое), в котором все участники образовательного процесса защищены от угроз их физическому и психическому здоровью, чувствуют себя эмоционально комфортно, уважаемыми и принятыми, что позволяет максимально раскрыть их потенциал и способности. Это не просто отсутствие опасности, а создание условий для эффективного обучения и личностного роста, это зарождает высочайший уровень доверия. Родитель должен чувствовать себя в саду комфортно. Родительское доверие как детерминант эффективного социального партнерства очень важен. Речь идет о формировании у родительской общественности устойчивой уверенности в сохранности физического здоровья, психоэмоционального благополучия и личностной защищенности воспитанника в рамках образовательной среды детского сада. Высокий уровень доверия, обусловленный ощущением безопасности, катализирует родительскую вовлеченность. И напротив, перманентная родительская тревога, порожденная воспринимаемыми рисками, выступает деструктивным фактором, инициирующим коммуникационные барьеры. Важно выстраивать отношения «взрослый — взрослый», то есть прекратить смотреть на родителей «через ребенка». Это уважительная коммуникация между равными партнерами.
Важно фокусировать внимание на сильных сторонах. Вместо указаний на ошибки — опора на то, что уже хорошо получается у каждого родителя. Ну и, конечно, это благодарность и поддержка, то есть открытое выражение признательности за вклад, усилия и участие. Второе — это технологии. Технологии эффективной и осознанной коммуникации. Здесь ведущую роль играет корпоративное обучение — целенаправленный, систематический и непрерывный процесс развития компетенций сотрудников, напрямую связанный с ее стратегическими целями, задачами и спецификой деятельности. Это диалог на уровне доверия. Педагог, владеющий коммуникационными техниками, умеющий задавать эффективные и раскрывающие вопросы, а не давать готовые ответы, выстроит коммуникацию более эффективно. Технология предполагает использование открытых вопросов. Вместо утверждений — вопросы, которые мотивируют к размышлению и поиску решений: «Что для вас важно в развитии ребенка?», «Что уже получается?», «Какой результат вы бы считали ценным?», «Что еще нужно сделать?» Принципы обучения взрослых –– это уважение к жизненному опыту, а родители — взрослые люди, которые ценят свой опыт. Просвещение родителей должно исключать подачу материала в форме лекций, а это всегда совместный поиск решений, релевантных их конкретной ситуации. 
Третье — это процесс, направленный на выявление потребностей с дальнейшим переходом к совместным действиям. Выявление потребностей — это лучшее начало диалога. Исследования и опросы — это не сбор данных, а первый шаг к построению доверия. Это возможность показать: «Нам важно ваше мнение». Важен также фокус на общность целей. Исследования показывают, что потребности педагогов и родителей одинаковы. Акцент на этом объединяет, а не разъединяет. 
Я хотела бы подчеркнуть принципиально важный подход к пониманию программы воспитания. Прежде всего мы должны рассматривать ее не как статичный документ, а как живой, развивающийся инструмент. Это означает, что программа не может быть раз и навсегда утвержденным планом, пылящимся на полке. Напротив, она должна постоянно адаптироваться, отражая изменяющуюся реальность, актуальные вызовы времени и обратную связь от ее главных участников. Ключевой критерий эффективности программы — ее неформальность и практико-ориентированность. Она должна быть написана не для галочки и не для удовлетворения требований контролирующих органов, а исходя из реальных, а не гипотетических потребностей. Речь идет о глубоком понимании нужд всех вовлеченных в воспитательный процесс: самих детей, их родителей, педагогов и администрации. Только так программа сможет стать истинным ответом на запросы современности. В своей сути грамотно выстроенная программа — это в первую очередь инструмент поддержки и раскрытия потенциала. Она создает среду возможностей для личностного роста, формирования ценностей и гармоничного развития. Ее задача — предлагать, вдохновлять и направлять, а не ограничивать жесткими рамками. Таким образом, программа воспитания — это не свод жестких правил и предписаний, а гибкая дорожная карта, позволяющая педагогам выстраивать доверительные отношения с родителями, учитывать индивидуальность каждого ребенка и служащая надежной основой для становления ответственной и мыслящей личности. 
Вовлечение через различные формы образовательного процесса — это еще одна возможность «вырасти, расти вместе». Давайте ответим на вопрос, кто это, «сложный» родитель? Обратите внимание, что мы тоже непростые люди и именно наша задача сделать так, чтобы родители нам доверились. И что, когда мы начинаем считать родителей сложными, срабатывает некое сопротивление. Что делать с сопротивлением? Сопротивление — тоже возможность для роста. Сопротивление — это не препятствие, а сигнал. Давайте так рассматривать эту проблему, менять ракурс. Это ведь хорошо! Оно означает, что люди вовлечены и им небезразлично. Задаем вопросы: «Что вас беспокоит?», «Что ценного это изменение может принести для вашего ребенка?» Смотрим вперед с любопытством, исследуем сопротивление вместе с родителями, чтобы найти лучшее решение. И вот мы видим простую цепочку: «счастливый и компетентный педагог → счастливый и осознанный родитель → счастливый ребенок». 
Начнем с себя! Чтобы помочь родителям и детям стать счастливее, мы сначала должны развиваться сами, формировать в себе любопытство и готовность к открытиям. 
«Лучший способ воспитать хороших детей — это сделать их счастливыми», сказал Оскар Уайльд. А счастливого ребенка может сделать только счастливый взрослый. Начнем с себя, коллеги! 
Таким образом, эффективное взаимодействие с родителями достигается не через новые формы и ради форм, а через глубокую смену подхода: от роли «контролера» к роли «партнера», создающего безопасное пространство для диалога, основанного на доверии, сильных сторонах и общности конечной цели.

Меняется мир, подходы к оценке качества образования. Какого педагога сегодня ждут в дошкольной образовательной организации?

Сегодня детский сад ждет не просто «воспитателя», который присмотрит за детьми и научит их лепить из пластилина. Современная дошкольная образовательная организация ожидает многомерного профессионала, который сочетает в себе несколько ключевых ролей. Сегодня педагог — это и психолог, и фасилитатор. На первом месте у него — психологическое, физическое благополучие и безопасность не только ребенка, но и семьи. Безопасность является фундаментальным и обязательным условием для сохранения здоровья, так как создает базовую среду, свободную от угроз, без которой все остальные меры теряют свою эффективность. Современный педагог умеет создавать безопасную, доверительную атмосферу, где каждый чувствует себя принятым и ценным. Он видит за поведением его причину, понимает возрастные кризисы и умеет сопровождать конфликты, а не просто их «запрещать». Он фасилитатор — то есть помогающий раскрыть потенциал, а не «вкладывать» в головы что-то готовое. Он не дает советов! 
В современной системе до школьного образования важно, чтобы педагог мог самостоятельно находить решения, гибко реагировать и перестраивать свою деятельность на основе комплексного научного анализа, а не воспроизводить заученные алгоритмы действий. В этой связи повышаются требования к педагогу как к исследователю. Новая задача педагога –– научить не чему, а как. Как находить информацию, критически ее оценивать, фильтровать, синтезировать и применять. Это исследовательская деятельность в чистом виде. Педагог-исследователь не дает готовые истины, а создает условия, в которых ученик сам открывает знания. Педагог-исследователь наблюдает за детьми, оценивает их развитие (например, через ведение портфолио, использование инструментов педагогического наблюдения) и на основе этих данных вы страивает индивидуальную образовательную траекторию для каждого. Он сам постоянно учится, интересуется новыми исследованиями в области нейронаук и педагогики, готов экспериментировать и внедрять новые, доказавшие свою эффективность методики. Не секрет, что педагог, действующий по шаблону, легко заменяется, а педагог-исследователь тем и ценен, что это творческий, рефлексирующий профессионал, чья ценность заключается в уникальном умении проектировать образовательную среду и управлять сложными процессами развития личности. 
Современный педагог –– это и партнер, и навигатор для родителей. Он выстраивает отношения с семьей на основе партнерства, а не поучений, понимает, что родитель –– главный эксперт своего ребенка. Такой педагог умеет грамотно и тактично коммуницировать, выступая проводником в мире детства для родителей, помогает им понять переживания и успехи ребенка. 
А еще современный педагог –– это создатель обогащенной развивающей среды. Он умеет организовать пространство группы так, чтобы оно провоцировало ребенка на исследование, игру и творчество. Среда должна быть трансформируемой, полифункциональной и доступной.

Сейчас много говорится о цифровой компетентности педагогов. Насколько это важно?

Это еще одно требование к современному педагогу и поле для исследования. Это так называемый цифровой педагог (не IT-специалист, а грамотный пользователь). Он умеет критически оценивать цифровой контент и использовать технологии как инструмент для развития, а не просто как «цифровую няню» (например, использовать интерактивные доски для совместных проектов, образовательные приложения, вести блог группы). Он понимает риски цифровой среды и знает основы цифровой гигиены для детей. Такой педагог задается вопросами: «Как именно этот цифровой инструмент влияет на ребенка и его психику, повышение качества образовательного процесса и есть ли ограничения? Не приводит ли это к цифровой перегрузке?» То есть это педагог думающий. Он сознательно и критично интегрирует технологии в образовательный процесс, а не следует за ними слепо.

Елена Валерьевна, что бы Вы хотели пожелать молодым, начинающим руководителям?

Хочу сказать главное: у начинающих педагогов уже есть все необходимое, чтобы стать сильными лидерами. Энтузиазм, чуткость и глубокое знание своего дела — главный фундамент! Не сомневайтесь в этом. Чтобы укрепить этот фундамент, нужно стремление двигаться вперед. Погуглите мою фамилию — откроется целая библиотека практических пособий для руководителя, включая «Справочник современного педагога» и «Эффективное управление. 8 шагов к успеху» Творческого центра «Сфера». Это надежные помощники штурмана в море управленческих задач.
Но главный «закрывающий», особенно для нашей системы, совет — все держится на хрупких и в то же время и сильных женских плечах. Вы, руководители, — маяк для своей команды. Но если свет внутри вас погаснет, корабли собьются с курса. Сила вашей команды — в устойчивом горении руководителя.
Обратите внимание на свой день. Важно находить в нем 30 минут только для себя — чашка кофе в тишине, короткая прогулка, чтобы свести к минимуму профессиональное выгорание и деформацию в будущем. Четко определите свои задачи. Не тащите все на себе, а делите, делегируйте, доверяйте. Важно также соблюдать и охранять личные границы, ведь работа — это часть жизни, но не вся жизнь. Ваша главная задача — не сгореть, сохранить тот самый внутренний огонь, который и привел вас к руководству. Помните: ухоженный сад начинается с ухоженного садовника. Берегите себя. Вы самый ценный ресурс образовательной системы!

Прочитано 1 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: « У нас в гостях Тверскова Е.В.
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868