У нас в гостях
Заведующий центром дошкольного и начального образования областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ТОИПКРО)
Коровникова Татьяна Сергеевна
Как Вы оцениваете современный уровень дошкольного образования в регионе?
Считаю, что развитие дошкольного образования в городе Томске и Томской области характеризуется комплексным подходом, включающим внедрение инновационных программ, расширение инфраструктуры, поддержку педагогических кадров и интеграцию федеральных стандартов. Томск имеет и богатую историю дошкольного воспитания начиная с XIX века. Книга И.Р. Рященко (2010) подробно описывает развитие системы от первых детских приютов до современных садов, отмечая вклад педагога Н.А. Тихонравовой и Томского педагогического общества. Современные исследования продолжают эту традицию, объединяя теорию и практику.
Если говорить о критериях оценки качества образования в регионе, то оценка современного уровня дошкольного образования в Томской области зависит от различных факторов: инфраструктуры (наличие безопасной и удобной среды для детей, а также доступа к дополнительным занятиям, современным учебным материалам); доступности образования (достаточное количество мест и то, насколько доступны услуги для различных социальных групп); обратной связи и оценки (НОКО, включая мнения родителей и результаты тестирования); качества образовательных программ, квалификации педагогов и др.
По итогам прошлого года на территории Томской области во всех муниципальных образованиях обеспечение доступности дошкольного образования (все возрастные категории) составило 100%. Актуальный спрос на получение дошкольного образования во всех муниципальных образованиях региона отсутствует.
Кроме того, за период 2018–2022 гг. в рамках реализации регионального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» в регионе построено 19 новых детских садов на 3100 мест (252 для детей до 3 лет) и создано 457 дополнительных ясельных мест в негосударственном секторе дошкольного образования, и это, конечно же, очень радует.
Томская область активно участвует в реализации инновационных проектов в том числе и Министерства просвещения, приведите пример наиболее значимых.
В целях реализации приказа Минпросвещения РФ от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», во исполнение Федерального закона от 24.12.2022 №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в регионе системно осуществляется работа по реализации мероприятий по внедрению ФОП ДО в системе общего образования Томской области.
Образовательные организации Томской области, реализующие образовательные программы дошкольного образования, участвуют в реализации ряда инновационных площадок всероссийского уровня. Важный аспект взаимодействия между образовательными организациями и семьями заключается в развитии компетенций родителей в сфере воспитания и образования детей. Основная цель такого просвещения — повышение уровня знаний о возрастных характеристиках, психологии и педагогике, что способствует более эффективному взаимодействию с детьми. Просветительская деятельность сегодня выступает значимой частью профессиональной деятельности педагогов ДОО, одной из мер государственной поддержки семей, инструментом формирования единого образовательного пространства страны и позиции осознанного ответственного родительства.
Приятно отметить, что именно Томская область в 2024 году вошла в число пилотных регионов по реализации Программы просветительской деятельности для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций. Очень продуктивной была реализация программы «Новые форматы просвещения родителей (законных представителей) воспитанников дошкольной образовательной организации» АНО ДПО «НИИ дошкольного образования “Воспитатели России”» при участии детского сада ЗАТО Северск.
Сейчас много внимания уделяется техническому образованию подрастающего поколения, развитию математического и инженерного мышления начиная с раннего возраста. Одной из таких программ является «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир» ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН. В ней участвуют 13 ДОО из Александровского и Томского районов, ЗАТО Северск и г. Томска.
Еще одна важная задача связана с эколого-краеведческой работой. Это многоплановая, комплексная деятельность, направленная на изучение, сохранение и популяризацию природного и культурного наследия родного края. С этой целью у нас реализуется эколого-туристический проект «Природа России», сетевая инновационная площадка организована АНО ДПО «Институт образовательных технологий» при участии детских садов Томского района.
Уделяется внимание одному из ключевых направлений государственной политики в образовании — гражданско-патриотическому воспитанию детей. Формирование гражданского общества и правового государства в любой стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в ДОО стал особо актуален, так как именно сейчас государство стремится возродить ценностные ориентиры. В прошлом году при поддержке ТОИПКРО стартовал совместный сетевой проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Россия и Беларусь глазами детей». Заключено соглашение о сотрудничестве между МАДОУ №85 г. Томска и ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №97 г. Гродно» по реализации совместного сетевого проекта по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
Можно привести множество примеров. Это и программа «Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон» НОУ ДПО ИСОП, где участвует детский сад ЗАТО Северск. Программа «Система качества дошкольной образовательной организации: разработка, внедрение и реализация» АНО ДПО НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» и ООО ЦНОИ (МБДОУ д/с №44). Программа «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы “Вдохновение”» АНОДПО «Национальный институт качества образования». Участвует детский сад ЗАТО Северск (МБДОУ «ЦРР — д/с №56») и ряд других.
Как Вы считаете, какого педагога сегодня ждут в детских садах? На что необходимо обратить внимание при подготовке будущих педагогов в вузе?
Сегодня в дошкольной образовательной организации требуется педагог, обладающий рядом ключевых качеств и компетенций.
В первую очередь я бы выделила эмоциональный интеллект, поскольку педагог должен уметь понимать и управлять своими эмоциями, а также распознавать эмоции детей и родителей. Это способствует созданию комфортной и поддерживающей образовательной среды. Педагог с развитым эмоциональным интеллектом лучше чувствует настроение и потребности детей и родителей, более эффективно выстраивает коммуникацию, может создать творческую атмосферу и долго поддерживать интерес детей. Да и просто с таким педагогом приятнее общаться.
Далее я бы отметила знание современных методик и технологий обучения. Педагог должен быть в курсе самых современных подходов в образовании, не бояться перемен, использовать цифровые инструменты и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Для этого он должен быть готов к саморазвитию, действительно интересоваться новым в своей профессии и быть открытым к изменениям. Во многом этому способствует исследовательская компетентность и умение транслировать свой опыт, в том числе в профессиональных изданиях. Мы над этим основательно работаем.
Для воспитателя важна не только дошкольная педагогика, но и серьезная подготовка в области детской психологии — понимание особенностей развития ребенка. Это практический инструмент для успешного обучения и воспитания детей.
Если говорить о подготовке будущих педагогов в вузах, то я бы выделила такой важный аспект, как ранняя профессионализация, которая позволяет сформировать осознанный интерес к профессии, снижает риск ошибочного выбора и способствует подготовке мотивированных, компетентных педагогов. Для этого необходимо обратить внимание на практическую подготовку студентов с обязательным включением в учебный процесс практических занятий, стажировок и участия в реальных образовательных проектах.
Важным компонентом является формирование умения анализировать и оценивать различные педагогические подходы, а также готовность к саморефлексии. Необходимо обучение будущих педагогов принципам работы с детьми с особыми образовательными потребностями и созданию инклюзивной среды (не только на профильных специальностях). Также особое внимание следует уделить выстраиванию взаимодействия с семьями детей и пониманию их роли в образовательном процессе.
Таким образом, подготовка современных педагогов в вузах должна быть ориентирована не только на теоретические знания, но и на практические навыки, общечеловеческие качества и адаптацию к современным требованиям.
Какие формы сотрудничества с семьей, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?
Семья ребенка, в которой он растет и воспитывается, и детский сад — это самые главные организации для его социального развития. Хотя воспитательные функции этих учреждений разные, для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Детский сад имеет важное значение в жизни ребенка, так как здесь он не только получает образование, но и учится общаться с другими детьми и взрослыми, приобретает первые навыки организации собственной деятельности. Однако полноценное развитие ребенка дошкольного возраста невозможно без привлечения и участия его родителей в образовательном процессе.
Эффективное сотрудничество с семьей может проявляться в различных формах, способствующих улучшению взаимопонимания и поддержке развития детей. Я бы выделила несколько ключевых аспектов: регулярное общение — установление открытого и честного диалога между семьей и педагогами (встречи для обсуждения успехов и трудностей ребенка) с соблюдением этики и уважения друг к другу; индивидуальный подход — учет потребностей каждой семьи и разработка персональных планов взаимодействия, включающих различные формы поддержки и ресурсов; взаимное внимание — важно слышать друг друга, что требует гибкости и такта от партнеров с обеих сторон.
Очень важно, на мой взгляд, давать грамотную и неформальную обратную связь, проявлять искренний интерес. Для этого сейчас есть много возможностей, в частности — использование цифровых технологий для обмена информацией, новостями и ресурсами.
Эти формы сотрудничества помогают создать открытые, доверительные отношения между семьей и образовательной организацией, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие ребенка и его успехи в обучении.
В чем, по Вашему мнению, заключается эффективность управления образовательной организацией?
Эффективность управления образовательной организацией определяется способностью руководства обеспечивать достижение образовательных целей в условиях оптимального распределения ресурсов и поддержания благоприятной среды для всех участников образовательного процесса.
Важным элементом эффективной системы управления является стиль управления — действия и поведение руководителя по отношению к коллегам для достижения определенных результатов и создания атмосферы доверия и сотрудничества. Стиль управления может оказать огромное влияние на подчиненных и работу всего коллектива в целом. Он определяется как личностными качествами руководителя, так и особенностями самого коллектива. При этом важно создать собственную корпоративную культуру, где должно быть не перекладывание ответственности, а делегирование полномочий, не тотальный контроль, а доверие.
Еще одним из важных показателей эффективного управления образовательным учреждением является стабильность рабочего коллектива. Для этого руководитель постоянно должен находить пути решения кадровой проблемы, создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот и стратегий успеха, заботиться о факторах стабильности коллектива.
Таким образом, понятие управления, несколько лет назад трактовавшееся как командование, сегодня рассматривается как распределение полномочий и совместное решение возникающих вопросов, где делается ставка на компетентность и авторитет руководителя.
Хочется подчеркнуть, что качество образования зависит от профессионализма педагогического состава, внедрения современных технологий и методик обучения. Поэтому поддержка кадрового потенциала — привлечение квалифицированных кадров и поддержка сотрудников — важна для успешной реализации стратегии образовательной организации.
Еще одной важной составляющей эффективного управления являются финансовые ресурсы, которые выступают фактором устойчивого функционирования образовательной организации. Оптимальное распределение бюджета, привлечение внебюджетных источников финансирования и развитие партнерских отношений с бизнесом становятся новым и интересным направлением работы.
Информационная открытость и прозрачность помогают повысить доверие общества к образовательной организации. Использование инновационных методов и технологий повышает привлекательность учреждения среди родителей и позволяет достигать лучших результатов.
Назовите три важных качества современного руководителя дошкольной образовательной организации?
1. Стратегическое мышление — умение видеть перспективы развития детского сада, формулировать долгосрочные цели и определять пути их достижения, учитывать современные тенденции в образовании и адаптироваться к изменениям внешней среды.
2. Организационные способности — способность эффективно организовать работу коллектива, распределять обязанности между сотрудниками, управлять ресурсами, планировать деятельность учреждения и решать оперативные вопросы.
3. Коммуникативные навыки — умение взаимодействовать с родителями воспитанников, педагогическим коллективом, представителями органов власти и общественностью. Хорошее владение коммуникативными технологиями помогает строить доверительные отношения, разрешать конфликты и привлекать дополнительные ресурсы для улучшения условий пребывания детей в учреждении.
Какое напутствие Вы бы дали начинающим руководителям?
Самое главное — это любить дело, которым занимаетесь; помнить, что работа в детском саду требует особого подхода и большой ответственности. Дети — наше будущее, и задача педагогов дошкольного образования состоит в создании комфортных, безопасных условий для их воспитания и развития. Настоящая любовь к детям и искреннее желание помогать им расти здоровыми и счастливыми станут основой вашего успеха.
Для этого необходимо создать команду единомышленников, состоящую из профессионалов своего дела, объединенных общими целями и ценностями. Это является залогом успеха любой организации.
Кроме того, современному руководителю необходимо непрерывно повышать свою квалификацию, изучать новые подходы и методики управления, следить за изменениями законодательства и тенденциями в своей отрасли, а также больше доверять молодым педагогам.
Будьте терпеливы, настойчивы и целеустремленны! Ваш вклад в воспитание будущих поколений важен и необходим!