У нас в гостях Макарова Е.Д.

У нас в гостях

канд. пед. наук, старший методист отдела развития общего образования

ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»,

почетный работник сферы образования РФ; методист-тьютор ЦНППМ,

федеральный эксперт программ дополнительного профессионального образования,

региональный куратор МКДО,

региональный эксперт инновационных образовательных площадок

Макарова Елена Дмитриевна

 

Уважаемая Елена Дмитриевна, насколько для Вас важны проблемы дошкольного образования и какие из них сейчас стоят наиболее остро?

По первому образованию я методист, воспитатель детского сада. Вероятно, поэтому в душе я навсегда «дошкольница», так как в первую очередь воспринимала и до сих пор воспринимаю мир глазами ребенка. Мне довелось поработать в разных детских садах (и сельских, и городских). Затем я работала со студентами как преподаватель. Сейчас я работаю со взрослыми — педагогами и руководителями ДОО. Все эти этапы жизненного пути раскрывали сферу дошкольного образования с разных ракурсов. Тем не менее, основные затруднения педагога при работе в детском саду остаются теми же: как найти общий язык с ребенком, каким образом выстраивать контакты с родителями, когда, где и как повышать свой профессиональный уровень, «быть в тренде», где найти время для реализации всех планов?

Какого педагога сегодня ждут в дошкольной образовательной организации? На что необходимо обратить внимание при подготовке будущих педагогов в вузе?

Думаю, сегодня детские сады ждут педагога, который, в первую очередь, сам хочет и может развиваться! Ведь современные требования ФГОС и ФОП ДО подняли профессиональную планку достаточно высоко. При этом мы понимаем, что содержание дошкольного образования принципиально не изменилось, а изменились подходы к формам организации образовательной деятельности, к формам взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.

Изменилась и психология детского сообщества. Налицо тенденция к инфантилизации. Педагоги, имеющие большой стаж работы, отмечают: то, что знали, умели и могли делать дошкольники 20 лет назад, не могут продемонстрировать сегодняшние, и даже учащиеся более старшего возраста. Современные дети требуют гораздо большего внимания и быстрого реагирования на актуальные детские потребности и запросы.

Какие основные компетенции необходимы и оцениваются на профессиональных конкурсах, как к ним лучше подготовиться?

Сегодня к основным из них относят предметные и методические компетенции. Увы, на федеральных этапах профессиональных конкурсов не оценивается креативность, инновации. То, что в регионе педагоги видят как новое, в столице вызывает недоумение, так как для педагогов из регионов сегодня недоступны многие варианты пополнения профессионального багажа, возможности повышения квалификации (в очном формате), профессионального роста, встречи со звездами профессии… Пока педагог «варится в собственном соку», не готов к переменам и освоению нового, эффективного профессионального совершенствования не будет.

В чем главная проблема преемственности между детским садом и школой?

Главная проблема — в объективных факторах, которые не позволяют сделать переход из ДОУ в начальную школу плавным, бесшовным. Коротко говоря, за что хвалили в детском саду, за то теперь ругают в школе.

Для примера возьмем смену ведущего вида деятельности. В детском саду ребенок играл, а педагоги вели образовательную деятельность в игровых форматах. Переход в школу и включение первоклассника в новую для него учебную деятельность требует иного типа поведения: сдержанности, строгости, формальности.

Отдельный вопрос — двигательная активность. Если в детском саду педагоги радовались желанию ребенка двигаться, проявлять физическую активность (что отвечает психофизиологическим особенностям периода дошкольного возраста), то с переходом в школу объективно происходит резкое снижение двигательной активности. Школьнику все больше и больше времени приходится находиться в статике (сидение на уроках в школе, выполнение домашних заданий). Казалось бы, в школе есть перемены, но здесь вступает новое правило (безопасности): в школе бегать, прыгать, кричать и т.д. нельзя.

Следующее объективное затруднение — смена стиля общения педагога с детьми: от камерной, интимной, приближенной к домашней атмосферы общения в детском саду — к формальному, строгому школьному стилю общения.

Еще один аспект преемственности — социально-ценностные установки семьи, которые, как правило, расходятся с установками и системой оценивания жизни в школе со стороны педагога. Какие вопросы чаще всего задают родители (мамы) ребенку, который только начал ходить в школу? «Что ты ел? Из окна не дует?» — это транслирование бытовых ценностей. «Тебя сегодня не ругали?» — транслируется ценность послушания. «Кого еще в классе хвалили (выдали фишку, поставили 5 и т.д.)?» — налицо формирование ценности престижа.

Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности в детском саду и школе — еще одна объективная трудность. Для педагогов ДОО характерна оценка усилий и стараний ребенка. В начальной школе важна оценка результата, причем качества результата деятельности.

Проблема преемственности, на мой взгляд, из разряда вечных (как проблема отцов и детей). Она была, есть и будет. Другое дело, как педагоги разных (смежных) уровней образования могут организовать совместную деятельность, чтобы приблизиться к бесшовности перехода ребенка из детского сада в школу.

Мое воображение рисует такую картинку: ребенок идет вверх по лесенке-чудесенке (эскалатору), плавно переходя из подготовительной группы в 1-й класс; затем также плавно из начальной школы — в основную и т.д., ведь процесс образования непрерывен.

Как в этой связи организовано взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и начальной школы?

В Карелии накоплен определенный опыт сглаживания острых углов при переходе ребенка из ДОО в школу. В статьях этого номера журнала описываются фрагменты такого опыта. Если коротко, можно выделить три основных затруднения.

1. Смена вида деятельности. Путь решения: девиз работы учителя начальных классов — «Учимся, играя», причем в течение всего первого года обучения, постепенно снижая долю игры в учебном процессе.

2. Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности. Вариант решения: организация и проведение совместных мероприятий (пробных уроков, праздников, спортивных соревнований, выставок продуктивной деятельности и т.д.) для учеников начальной школы и дошкольников — будущих первоклассников с акцентом на единых требованиях к продуктам детской деятельности и единой критериальной базой.

3. Смена стиля общения педагога с детьми. Пути решения: заблаговременное знакомство со школой и учителем; проведение ряда пробных уроков учителем начальной школы с дошкольниками в ДОО и с приглашением их на уроки в школу; посещение учителем в течение года различных режимных моментов образовательного процесса ДОО; наблюдение учителя за детьми, включение в общение с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности, свободного времени и т.д.

Какая работа проводится по воспитанию у детей готовности к межкультурной коммуникации?

По моему глубокому профессиональному убеждению, у детей изначально нет проблем, связанных с межкультурной коммуникацией или при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Дети-дошкольники воспринимают это разнообразие как данность: просто так есть. Можно сравнить этот детский взгляд на разных людей как взгляд на разнообразие в природе. Ведь мы не возмущаемся тому, что в природе есть, например, мохнатые звери и звери без шерсти или летающие и бегающие птицы.

Вопрос о толерантности появляется в мире взрослых. Взрослые вносят в свою жизнь порой противоположные взгляды на представителей разных стран, национальностей, культур… Различные политические, идеологические, экономические и другие события и их освещение в СМИ создают у людей определенные отношения и социальные установки. Эти взрослые отношения и установки транслируются детям.

Педагоги, работая с группой, могут ежедневно наблюдать типичные реакции детей, которые те несут из семьи. В связи с этим необходимо работать как минимум в двух направлениях: начинать эту работу надо с родителями, формируя и поддерживая у них идеи толерантности, показывая достойные примеры в укладе жизни ДОО; продолжать — с воспитанниками, реализуя задачи и содержание образовательной программы ДО, где достаточно много времени и средств отводится на содержательные (теоретические) и деятельностные (практические) аспекты формирования опыта межкультурных коммуникаций.

Каковы задачи и направления работы в плане духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста? Какова роль семьи в решении этих задач?

Безусловно, это актуальный аспект деятельности любой образовательной организации. Основные задачи, содержание и направления работы четко сформулированы в Федеральной образовательной программе. Там же определены традиционные духовно-нравственные ценности, которые необходимо формировать в детском сообществе.

И еще раз повторю: все идет из семьи. Ребенок приходит в детский сад с определенными заложенными в семье ценностями, установками, типичными реакциями и т.д. В группе 20–25 детей. Все они из разных семей и, соответственно, приносят в садик разный семейный «багаж». Как быть педагогу?

Во-первых, самому иметь высокие моральные компетенции. Во-вторых, вырабатывать вместе с детьми группы систему правил жизни, традиций группы, определенных ритуалов, обычаев и т.д. В-третьих, вести просветительскую работу с родителями. Это очень важно, т.к. педагог и семья обязаны вырабатывать единство подходов к воспитанию и обучению детей!

В чем, по Вашему мнению, заключается эффективность управления образовательной организацией?

В первую очередь, управленец обязан быть не только формальным руководителем, но и лидером для своей педагогической команды. Если он пользуется авторитетом и уважением подчиненных, если он готов «зажечь» коллектив, за ним пойдут и горы свернут.

Во-вторых, руководителю необходимо «дышать» коллективом, т.е. зорко наблюдать и тонко чувствовать все тенденции, затруднения, которые назревают в коллективе. Конечно, идеальный вариант, когда их можно предвосхищать, предупреждать и профилактировать. Это умение, на мой взгляд, — один из критериев эффективного руководителя.

И, конечно, умение делегировать полномочия. Современный эффективный руководитель не может (и не должен!) взваливать на свои хрупкие плечи весь груз задач и направлений работы организации. Умелое распределение всего фронта работ, дифференциация зон ответственности, распределение отдельных функций на участников коллектива с учетом их профессиональных и индивидуально-личностных особенностей делает честь любому руководителю.

Прекрасно, если в образовательной организации есть возможности и условия для реализации эффекта взаимозаменяемости. При таком раскладе сил в случае каких-либо чрезвычайных обстоятельств (например, «выпадения» из процесса кого-то из членов коллектива) можно не беспокоиться о целостной работе в ДОО.

Так складывается устойчивая системная работа образовательной организации. А чем отличается функционирование организации от ее системной работы? На этот вопрос есть шуточный ответ: при системном построении работы коллективу неважно, есть руководитель на месте или нет. Система работает! Она хорошо отлажена, т.к. каждый знает свой круг функций, обязанностей и выполняет их.

Назовите три важных качества современного управленца — руководителя дошкольной образовательной организации?

Человечность (гуманность). Быстрота ориентировки в современных условиях. Креативность, в том числе умение принимать порой нестандартные решения для достижения более высоких результатов.

Каков Ваш профессиональный девиз, в котором можно было бы выразить Ваше отношение к профессии педагога?

Мой профессиональный девиз довольно прост: «Длинный и трудный путь начинается с первого шага».

Прочитано 11 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: « У нас в гостях Пузань Д.М.
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868