ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (Консультация для воспитателей)

Чебуркова Н.К.,
учитель-логопед средней общеобразовательной школы № 920, Москва

 

Фонематический слух — способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков — показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.

Ранее считалось, что фонематический слух должен быть сформирован к пяти годам, сейчас эта норма сдвинулась к семи, и, тем не менее, в первые классы общеобразовательных школ поступает значительное количество детей с недостаточно развитым фонематическим восприятием, что осложняет их обучение.

Формирование фонематического восприятия включает в себя развитие:

—           слухового внимания и памяти;

—           речевого слуха;

—           фонематического слуха.

Развивать слуховое восприятие и соответственно речь детей целесообразно с неречевых звуков. Умение узнавать и различать их способствует развитию слухового внимания и памяти, без чего невозможно успешно научить детей слышать и дифференцировать фонемы.

С детьми проводятся игры, направленные:

—           на узнавание звуков, издаваемых разными (стук палочки, звон стеклянной банки, гул машины и т.д.) и одним предметом (действия с бумагой: мять, шуршать, разрывать, разрезать, складывать), определяя характер их звучания;

—           узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;

—           определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;

—           определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;

—           воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании.

Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка. При этом количество предметов и игрушек увеличивается от 2 до 5—6, усложняя задачу определения звучания неречевых звуков. Дети внимательно слушают и запоминают звуки, издаваемые предметами, потом предметы прячут за ширму, а дети угадывают их по их звучанию.

Для игр с детьми используются игрушки, предметы с громким звучанием (барабан, гармонь), а затем постепенно включаются игрушки, звучащие менее интенсивно (погремушка, колокольчик), переходя впоследствии на использование предметов с тихим звучанием (шуршание бумаги, застегивание молнии).

 

Полностью статью читайте в журнале  «Управление ДОУ». 2014. №5.

Прочитано 2497 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868